НОВАТ возрождает традицию симфонических концертов на Большой сцене. 25 октября музыкальный руководитель ‒ главный дирижер театра Михаил Татарников представит концертную программу с участием первой скрипки оркестра Михайловского театра, лауреата международных конкурсов Ольги Волковой.
В программе вечера прозвучит Концерт для скрипки с оркестром № 1 С. Прокофьева, который можно по праву назвать одним из самых жизнеутверждающих произведений композитора. В этом сочинении он демонстрирует смелые, порой дерзкие находки, которые затем подхватят последующие композиторы. Также будет исполнен знаменитый цикл «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Сегодня известно свыше сорока различных оркестровок и переложений этого фортепианного цикла как для оркестра, так и для сольных инструментов и ансамблей. Однако неотъемлемой частью мирового оркестрового репертуара «Картинки» стали благодаря оркестровке Мориса Равеля, сделанной в 1922 году. Французский композитор был почитателем творчества Мусоргского и, обратившись к «Картинкам с выставки», работал с особым трепетом. Именно в оркестровке Равеля услышат знаменитое сочинение сибирские ценители музыкальной классики вечером 25 октября.
В материале своего авторского цикла маэстро Михаил Татарников рассказывает о предстоящем событии.
«После достаточно долгого перерыва мы возвращаемся к традиции исполнения симфонических программ на нашей главной сцене. Я надеюсь, что слушатели их не забыли и успели соскучиться. В свою очередь, замечательные музыканты нашего симфонического оркестра тоже очень хотели бы подняться из оркестровой ямы на сцену и воочию встретиться с нашими любимыми слушателями.
Что касается программы. По первому своему высшему образованию я скрипач, и так получилось, что я много раз исполнял Второй концерт Прокофьева, а Первый прошел мимо меня. Причем я очень переживал, поскольку в свое время очень хотел его сыграть. Этот лучезарный, светлый концерт ‒ давняя моя любовь. В тональности ре мажор свои концерты писали и Брамс, и Чайковский, но этот концерт Прокофьева не похож ни на один. В нем такое бесконечное дыхание мелодии, настолько светлые образы, а еще в нем очень явно рисуется надежда самого композитора на светлое будущее. И мне этот концерт сейчас как никогда близок. Поэтому я решил остановиться на нем.
Я дирижировал обширным репертуаром, но мне всегда хотелось обратиться к циклу «Картинки с выставки», потому что это произведение просто увлекает, заманивает своей театральностью. Где, как не на сцене театра, пусть и в симфоническом концерте, исполнять «Картинки с выставки»? К примеру, такое название, как «Богатырские ворота»... Где еще оно должно исполняться, как не у нас в НОВАТе?
Мне лично сама тема «Картинок с выставки» тоже близка, поскольку мои родители ‒ художники, а Мусоргский написал этот цикл под впечатлением от выставки своего друга-художника Виктора Гартмана, организованной после его кончины. Это одна из вершин русской музыки, каждая картинка буквально загорается перед глазами. А в оркестровке Равеля в полной мере можно услышать все инструменты симфонического оркестра. Равеля мы знаем как автора знаменитого «Болеро», где у каждого инструмента проходит своя тема. И в оркестровке «Картинок» он мастерски использует краски симфонического оркестра, при бережном отношении к оригиналу Мусоргского. Пожалуй, лучше Равеля никто этого не смог бы сделать. Так что все инструменты, все группы, очень ярко представлены в этом гениальном произведении. И это произведение я тоже давно хотел исполнить.
Отдельно хочу представить нашу гостью ‒ Ольгу Волкову. Она невероятно хороша как первая скрипачка в оркестре. Это музыкант топ-уровня, но также у нее успешная сольная карьера. Это тот редкий случай, когда музыкант и слышит, находясь внутри симфонического оркестра, и играет сольно. Несомненно, это говорит о большой разноплановости и широте кругозора исполнителя, а кроме того, помогает развиваться и в работе в оркестре, и в сольной карьере. В ее игре в первую очередь я хотел бы отметить настоящий в хорошем понимании русский густой, по-настоящему глубокий, богатый звук, какой сейчас встретишь достаточно редко. Плюс к этому ‒ европейское образование. Это сочетание дает уникальный эффект. Для новосибирской публики, думаю, будет особенно интересно, что Ольга на протяжении шести лет училась в Кёльне у Захара Брона. Это знаковая фигура для всей русской скрипичной школы, но для Новосибирска ‒ особенно. И Ольга ‒ одна из ярких представителей этой всемирно известной школы. В ее лице мы видим такой замечательный «микс» лучших образцов русской скрипичной школы и лучших образцов европейского образования. Отсюда владение инструментом, чувство музыки, понимание разных стилей ‒ от классиков до современных композиторов, что достаточно редко и сложно для наших скрипачей. Кроме того, Ольга была самым молодым концертмейстером в истории Мариинского театра, сейчас — концертмейстер Михайловского театра и, одновременно, концертмейстер musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса. Она играет на уникальном инструменте, это бесценная скрипка работы Страдивари, она называется «Nestor». Так что сибирякам предстоит знакомство с музыкантом, который успешно совмещает игру в оркестре и сольные выступления. Такие люди — это штучный товар, постоянно использовать их только в оркестре — непозволительная роскошь, а само такое сочетание — и солист, и концертмейстер, и всё на высочайшем уровне, — делает эту скрипачку, безусловно, уникальной.
Я надеюсь, что зрители соскучились по этим концертам. Оркестр совершенно точно соскучился».
Большой симфонический концерт под управлением маэстро Михаила Татарникова с участием Ольги Волковой (скрипка, Санкт-Петербург) ‒ 25 октября в 19:00 на Большой сцене НОВАТа.
Билеты уже доступны на нашем сайте novat.ru, в мобильном приложении и в театральной кассе.
До встречи в НОВАТе!