Предстоящий 2024 год ознаменует замечательная юбилейная дата: российская академическая музыка отметит столетие со дня рождения нашего выдающегося земляка, основателя Новосибирского академического симфонического оркестра, легендарного дирижера Арнольда Михайловича Каца.
Арнольд Михайлович – один из столпов новосибирской культуры, благодаря которому наш город многие годы сохраняет звание одной из российских культурных столиц. К 100-летию выдающегося музыканта Новосибирская государственная филармония, Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, Новосибирская государственная консерватория имени М. Глинки, Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова, Новосибирская специальная музыкальная школа намереваются организовать ряд мероприятий, приуроченных к юбилею. Объединить усилия новосибирских культурных и образовательных учреждений для достойного чествования великого дирижера предложил главный режиссер НОВАТа, и.о. ректора Новосибирской государственной консерватории, заслуженный деятель искусств России Вячеслав Стародубцев. Подготовку юбилейных мероприятий Вячеслав Стародубцев и руководство Новосибирской филармонии обсудили с внучкой Арнольда Каца Еленой Петрушанской. Наследница дирижера прилетела в Новосибирск накануне 99-го дня рождения маэстро, чтобы передать консерватории и филармонии материалы из большого личного архива А. Каца. По приглашению главного режиссера НОВАТа Елена Петрушанская посетила в театре оперу «Кармен». За дирижерским пультом в этот вечер стоял один из учеников Евгений Волынский, Арнольда Михайловича Каца, ныне – художественный руководитель и главный дирижер Челябинского государственного академического театра оперы и балета, долгие годы плодотворно сотрудничающий с НОВАТом и горячо любимый новосибирской публикой.
Вячеслав Стародубцев: «Арнольд Михайлович Кац – знаковая фигура для всего музыкального мира Сибири и легендарная личность для новосибирской консерватории. Мы хотим, чтобы его юбилей был не только заметным событием культурной жизни, но и новым импульсом развития сибирской дирижерской школы. С этой целью в рамках празднования юбилея Арнольда Михайловича мы хотели бы сделать серьезный шаг в вопросах исследования сибирской школы дирижирования, одним из основоположников которого и был Арнольд Михайлович. В рамках научной и издательской деятельности НГК, на основе уникальных материалов, любезно предоставленных Еленой Борисовной, совместно с новосибирской филармонией мы планируем специальное цифровое издание в актуальном тренде цифровизации».
Творческая жизнь Арнольда Михайловича Каца была тесно связана с Новосибирским театром оперы и балета. За 50 лет работы дирижера с Новосибирским симфоническим оркестром значительная часть из более чем пяти тысяч исполненных программ состоялась в концертном зале Новосибирской государственной филармонии, который вплоть до 1990 года базировался на площадке театра (ныне – Малый зал им. Исидора Зака). Такая связь во многом повлияла на формирование имиджа новосибирского театра как флагмана культурно-музыкальной жизни Зауралья. Поддержанию высочайшего профессионального уровня сибирского театрального коллектива способствовало и участие Арнольда Михайловича в качестве музыкального руководителя в знаковых для театра постановках – оперы Прокофьева «Война и мир» (1965), балетов «Раймонда» Глазунова (1964), «Спящая красавица» Чайковского (1967).
Благодаря Арнольду Михайловичу новосибирские слушатели смоги вживую увидеть и услышать таких музыкантов, как С. Рихтер, Э. Гилельс, Д. Ойстрах, М. Ростропович, Л. Коган, Б. Давидович, Ю. Ситковецкий, Д. Ситковецкий, Я. Флиэр, Г. Кремер, Д. Шафран, Д. Башкиров, Н. Петров, О. Каган, Н. Гутман, Ю. Башмет, М. Плетнев. С оркестром Каца состоялись первые выступления талантливых воспитанников новосибирской исполнительской школы – М. Венгерова, В. Репина, А. Бараховского и других известных музыкантов, участвующих в программах оркестра.