Новости

Первый хормейстер – к 110-летию Евгения Горбенко

25 Февраля 2020

Сегодня, 25 февраля, исполняется 110 лет со дня рождения Евгения Павловича Горбенко – заслуженного артиста РСФСР, первого Главного хормейстера Новосибирского театра оперы и балета, возглавлявшего хоровой коллектив с момента открытия театра и до 1976 года.

Жизнь и творчество Евгения Горбенко тесно связаны с Новосибирским театром оперы и балета. Он приехал в Новосибирск в 1937 году после окончания Ленинградской государственной академической капеллы, был хормейстером Новосибирского радиокомитета. Когда в 1944 году началось формирование труппы театра оперы и балета, Евгений Горбенко возглавил хор. Число артистов хора тогда достигло 120 человек, из которых только 20 имели профессиональную подготовку, 80 обучались в хоровой студии при театре, и 20 пришли из самодеятельных коллективов.

Как хормейстер-постановщик Евгений Горбенко выпустил более 50 оперных спектаклей Новосибирского театра. Первым таким спектаклем стал «победный» «Иван Сусанин» 12 мая 1945 года, с которого Театр Победы отсчитывает свою творческую историю.

«Трудно было бы говорить об успехе премьеры, если бы не звучал достойно хор, которому в партитуре Глинки отведена, пожалуй, главная роль, – рассказывает о первой опере в своей книге «Большой театр Сибири» Валерий Ромм. – Молодой хоровой коллектив со своей задачей справился блестяще. И в первом акте, и в необычайно трудной сцене третьего акта, и в финале хор звучал прозрачно, чисто – так хормейстеры Евгений Горбенко и Александр Лагерквист сумели настроить свой коллектив».

В том же 1945-м году была поставлена опера «Кармен» Жоржа Бизе, и последней работой мастера в театре тоже была «Кармен» в 1976 году.

Дочь Евгения Горбенко продолжила дело отца и уже 45 лет руководит хором Новосибирского Музыкального театра. Татьяна Евгеньевна вспоминает: «отца с полным правом можно назвать одним из основателей Новосибирского театра оперы и балета. Театр открылся в мае 1945 года, а отец был принят 6 июня 1944 года, и создание хора легло на его плечи. 35 лет Евгений Павлович отдал театру, и почти до конца своих дней возглавлял хор. Он был человеком разносторонне одарённым: не только хормейстером, но и блестящим пианистом, композитором.

На выездных концертах и гастролях он выступал как аккомпаниатор выдающихся артистов Новосибирской оперы, писал песни, дирижировал массовыми хоровыми коллективами. В одном из таких концертов на стадионе «Спартак» хор насчитывал около 5000 человек. Первый главный дирижёр театра Исидор Аркадьевич Зак очень ценил и уважал Евгения Павловича и никого другого не хотел видеть на посту главного хормейстера. Они много лет плодотворно работали вместе над оперными постановками. Отец был и прекрасным педагогом, много времени уделял работе с певцами, преподавал в Новосибирской консерватории. И абсолютно точно я могу сказать, что мой отец всегда был горячо любим своим коллективом».