Новости

Симфонический концерт к юбилею «Музыкального обозрения»

05 Октября 2014

Первый в новом сезоне симфонический концерт Новосибирского театра оперы и балета пройдет 16 октября под управлением маэстро Айнарса Рубикиса и будет посвящен 25-летию российской национальной газеты «Музыкальное обозрение». В программе концерта — глубокие и серьезные сочинения И. Брамса, Р. Штрауса и А. Скрябина. Концерт войдет в программу Всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение».

Маэстро Айнарс Рубикис известен своим внимательным подходом к формированию каждой программы симфонических концертов. Не исключением стала и программа концерта, посвященного 25-летию авторитетнейшего в кругу профессиональных музыкантов издания «Музыкальное обозрение», с которым Новосибирский театр оперы и балета тесно сотрудничает с 1999 года. В программу концерта вошли сложнейшие и редко звучащие произведения.

Фортепианный квартет Иоганеса Брамса в оркестровке гения музыки XX века Арнольда Шенберга сегодня называют Пятой симфонией Брамса, ведь Шенбергу удалось привнести в романтический колорит квартета Брамса острые нотки современной ему действительности и со свойственным ему мастерством оркестровки сообщить этой музыке необычайно красочное наполнение.

Ранняя симфоническая поэма «Смерть и просветление» Рихарда Штрауса — признанного мастера масштабной программной музыки — была задумана, вероятно, под влиянием пессимистической философии Шопенгауэра. В свойственной Штраусу насыщенной фактурной и тембровой манере рассказывается история трагической жизни героя, смерть которого трактуется композитором как избавление от мук и страданий, а программная идея и музыкальное наполнение симфонической поэмы перекликается с романтическими поэмами Листа, основоположника жанра.

Философией мистицизма проникнуто одно из самых ярких произведений русского классика Александра Скрябина «Поэма экстаза». В своей философской доктрине Скрябин опирался на мысль о божественном смысле творчества, а себя видел композитором-теургом, художником, чья миссия состояла в преобразовании окружающего мира. Идею симфонии композитор изложил в подробной программе, основным персонажем которой становится Высший Дух и триада его состояний : Томление-Полет-Экстаз. «Поэма экстаза» стала одним из ярчайших проявлений удивительно новаторского языка Скрябина, композитора, гений которого и сегодня остается неразгаданным.

Справка: Масштабный Всероссийский фестиваль в честь 25-летия национальной газеты «Музыкальное обозрение» пройдет по всей России, ведь эта газета стала не просто музыкальным изданием — она превратилась в огромный холдинг, стала создателем единого музыкально-информационного пространства страны, генератором многих масштабных фестивалей и конкурсов. Фестиваль «МО» — это самый масштабный фестивальный проект в России, беспрецедентная акция, в рамках которой музыканты объединились вокруг уникальной креативной идеи под эгидой своего профессионального издания.
В 2013 году «Музыкальное обозрение» признало Айнарса Рубикиса «Персоной года»: «Достижения театра во многом связаны с его деятельностью и репертуарной политикой, в основе которой — музыка ХХ века. Дирижер представил премьеры „Мессы“ Бернстайна, „Пульчинеллы“ и „Весны священной“ Стравинского, „Военного реквиема“ Бриттена, „Жанны д’Арк на костре“ Онеггера. Он дирижирует значительной частью оперного и балетного репертуара, симфоническими программами, в которых акцент сделан также на музыку ХХ столетия» — говорилось в сообщении.
Диплом «Художник года» по версии «МО» в 2000 году получил главный художник театра Игорь Гриневич. В разные годы дипломы «Лучший спектакль» по версии «МО» получили оперы «Молодой Давид» Кобекина и "Кармен"Бизе в постановке Новосибирского театра оперы и балета.