Новосибирский театр оперы и балета с глубоким прискорбием сообщает, что 5 марта 2016 на 88-м году ушла из жизни легенда сибирского балета, народная артистка СССР Лидия Крупенина, выдающаяся прима-балерина и педагог-репетитор Новосибирского театра оперы и балета Блестящая, виртуозная, неутомимая, беззаветно преданная балету.
«...Я готова была танцевать и репетировать круглые сутки, невзирая на усталость и выходные.
Вся творческая жизнь Лидии Крупениной посвящена главной балетной сцене Сибири. Она родилась 1 ноября 1928 года в Москве. В 1947 году, по окончании Московского государственного хореографического училища при Большом театре СССР (педагог М. М. Леонтьева), была приглашена в только что открывшийся Новосибирский театр оперы и балета, и 11 сентября 1947 года в па де труа из «Лебединого озера» состоялся ее сценический дебют на огромной новосибирской сцене, масштабы которой всегда приводили ее в восторг и восхищение. Она дебютировала ярко, взялась за работу с небывалым упоением, в первый сезон танцевала Раймонду в одноименном балете А. Глазунова, Танечку в легендарном «Докторе Айболите» (спектакль в 1948 г. удостоен Государственной премии), Марию в «Бахчисарайском фонтане».
Ярким прорывом для балерины стала Эсмеральда в балете Ц. Пуни (1953). Её триумф в этой партии привел к появлению в новосибирском театре новой прима-балерины. Её репертуар стремительно пополняется: Одетта-Одиллия в «Лебедином озере» П. Чайковского, Аврора («Спящая красавица» П. Чайковского), Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса), Нина («Маскарад» Л. Лапутина, первая исполнительница), Будур («Аладдин и волшебная лампа» Б. Савельева, первая постановка балета), Маша («Щелкунчик» П. Чайковского), Жизель в одноименном балете Адана; Медора и Гюльнара («Корсар» А. Адана), Хозяйка Медной горы («Каменный цветок» С. Прокофьева, пост. Ю. Григоровича, оригинальная версия для Новосибирского театра), Айша («Семь красавиц» К. Караева), Джульетта («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, пост. О. Виноградова), Жанна («Пламя Парижа» Б. Асафьева), Золушка в балете С. Прокофьева (пост. О. Виноградова), Ширин («Легенда о любви» А. Меликова, пост. Ю. Григоровича, оригинальная версия для Новосибирского театра) и др.
Невозможно переоценить выдающийся вклад Лидии Ивановны Крупениной в становление сибирского балета. Своей увлеченностью театром, преданностью профессии, безупречным сценическим мастерством она покоряла зрителей и коллег, являя собой лучший пример беззаветного служения искусству. Её блистательный путь в балете — уникальная, важнейшая и неповторимая страница творческой истории Новосибирского театра оперы и балета.
Лидии Крупениной рукоплескали в разных городах страны и многих странах мира. В 1969 году она начала преподавать в Новосибирском хореографическом училище. С 1973 по 1980 годы была его художественным руководителем. Расставшись со сценой в 1980 году, Лидия Ивановна осталась в театре педагогом-репетитором балета. В её классе в разное время занимались ведущие балерины труппы, среди них Лариса Матюхина-Василевская, Татьяна Кладничкина, Любовь Гершунова, Людмила Кондрашова, Людмила Попилина, Анастасия Данилова, Анна Жарова, Елена Лыткина и другие.
Их было четверо в нашем театре, народных артистов СССР — Л. Мясникова, И. Зак, Л. Крупенина, В. Егудин. Ушла из жизни последняя...
Ее доброе имя, необыкновенная душа, великий талант останутся в нашей памяти и в истории ее родного и единственного театра.
Коллектив театра глубоко скорбит о смерти Лидии Ивановны Крупениной и выражает искренние соболезнования ее родным и близким.
Прощание состоится в большом зале Новосибирского государственного академического театра оперы и балета 9 марта с 12 до 13 часов.