12 марта 2023 года народному артисту РСФСР, режиссёру, педагогу, главному режиссёру Новосибирского театра оперы и балета c 1974по 1988 Ваагну Вачеевичу Багратуни исполнилось бы 85 лет.
…Когда в 1988-м Ваагн Вачеевич решил вернуться в родной Ереван и собрал на прощание всю труппу, не было ощущения потери-перелома в жизни оперы, казалось, съездит на очередную постановку в другой театр (его охотно приглашали). Запас прочности Новосибирской оперы был серьезный: афиша добротно сверстана, репертуар солидный, стержнем его были постановки главного режиссера; заряд энергии, творческий пульс, сила и обаяние личности Ваагна Вачеевича буквально цементировали внутритеатральное пространство, да и сейчас кажется, хотя прошло столько лет, что мысленно и эмоционально он так и не покинул главную сцену Сибири. Ваагн Багратуни - эпоха в жизни Новосибирской оперы, а если без штампов –интереснейшая жизнь театра, полная замечательных событий, сюжетов, красок, и это были не простые сюжеты, не банальные истории – все искрило и бурлило, насыщалось яркими красками, крупным мазком, размахом, силой оперных страстей… Это проявлялось и в постановочной эстетике и в темпоритме оперной «кухни». Стержнем большой творческой конструкции, безусловно, был Ваагн Вачеевич.
Багратуни – это могучий талант, масштабное, объемное понимание сценического пространства, мастерство решения массовых сцен, взаимоотношений персонажей. Безусловно, это был настоящий Мастер, и спустя время очевидно: сильная, неординарная личность не могла разминуться с одним из самых больших оперных театров страны. Более 20 оперных постановок, большие концертные программы вспоминаются как очень яркие события, которые совсем не покрылись пылью времен.
Кроме того, и это очень важно, Ваагн Багратуни – это еще и непостижимый образ, невероятное обаяние личности, аристократические манеры и стиль, особый шарм. Он никогда бы не смог затеряться в толпе...
«Главной чертой в режиссёрском почерке Ваагна Багратуни я назвал бы музыкальность. Багратуни – музыкальный режиссёр. Он очень хорошо слышал музыку и столь же хорошо выстраивал музыкальную драматургию спектакля, – рассказывает народный артист РСФСР дирижёр Борис Ефимович Грузин, главный дирижёр Новосибирского театра в 1986-1989, работавший вместе с Ваагном Багратуни над постановкой оперных спектаклей. – При всей содержательности и глубине его режиссёрских работ, они всегда были очень яркими и театральными. Я бы сказал, что особая театральность была для него основным принципом выстраивания спектакля». Ваагн Багратуни родился в Ереване, в артистической семье. Отец - Ваче Багратуни, армянский советский актер, заслуженный артист Армянской ССР; мать - Виолетта Вартанян, певица. Багратуни - древний и могущественный род. Армянская фамилия Багратуни и грузинская Багратион корнями восходят к царской династии Багратидов.
Ваагн Багратуни поначалу решил продолжить дело своих родителей и стать актером. В 1960 году окончил Ереванский художественно-театральный институт по специальности актер драматического театра, но затем поступил в ГИТИС на факультет режиссуры музыкального театра. После окончания учёбы, с 1964 года, работал режиссёром в Cаратовском театре оперы и балета, преподавал в консерватории. В 1967 году Багратуни был приглашён в Ереван главным режисcёром Государственного академического театра оперы и балета имени А. Спендиарова.
В марте 1974 года Ваагна Багратуни пригласили в Новосибирский театр оперы и балета на постановку оперы П. Чайковского «Орлеанская дева», музыкальным руководителем спектакля был главный дирижёр театра Исидор Зак. Первая встреча с Новосибирским театром стала для Ваагна Багратуни судьбоносной – после «Орлеанской девы» он стал главным режиссёром Новосибирской оперы.
«Чем привлёк меня Новосибирский театр? Прежде всего – масштабом, возможностью творчества, – говорил Ваагн Багратуни в одном из интервью, – Здесь естественно выстраивалась определённая линия, близкая мне по духу. В Союзе, наверное, нет больше таких сцен, где можно осуществить большие, масштабные спектакли по-настоящему – по пространству, по перспективе».
В числе поставленных Багратуни в Новосибирском театре спектаклей: «Орлеанская дева» П. Чайковского, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Фиделио» Л. Бетховена, «Кармен» Ж. Бизе, «Травиата» Дж. Верди, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Госпожа Бовари» Э. Бондевиля (впервые в СССР, 1980), «Необычайное происшествие, или Ревизор» Г. Иванова, «Отелло» Дж. Верди, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Горячий снег» А. Холминова, «Князь Игорь» А. Бородина, «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини.
Одной из самых интересных постановок Ваагна Багратуни на сибирской сцене был «Ревизор». Опера новосибирского композитора Георгия Иванова по мотивам пьесы Гоголя, в постановке режиссёра Ваагна Багратуни, дирижёра Исидора Зака и художника Альбина Морозова стала творческой удачей новосибирской оперы, была тепло встречена и зрителями и театральными критиками.
Ваагн Багратуни вёл работу по актёрскому мастерству с солистами оперы и с артистами хора, что было новым для театра в то время, преподавал на кафедре оперной подготовки Новосибирской государственной консерватории. Несколько спектаклей, ставших знаковыми событиями в истории новосибирского театра, были поставлены Ваагном Багратуни в сотрудничестве с дирижёром Борисом Грузиным: «В бурю» Т. Хренникова, «Фиделио» Л. Ван Бетховена, (постановку этой оперы дирижёр Борис Грузин называет одной из главных своих работ), «Отелло» Дж. Верди (спектакль, ставший звёздным часом выдающегося тенора Валерия Егудина в заглавной партии), «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Хованщина» М. Мусоргского.
«Наше творческое взаимодействие складывалось очень легко. Багратуни прекрасно сотрудничал с дирижёром и понимал, что одной только режиссёрской работы в оперном спектакле недостаточно, что именно сотрудничество режиссёра и дирижёра в опере не даёт спектаклю оторваться от музыкальных корней, – вспоминает Борис Грузин. – Он был выдумщик, в хорошем смысле этого слова, и иногда просил поддержать его постановочные идеи музыкальными штрихами, всегда с благодарностью принимал моё вмешательство в его работу, если я предлагал какие-либо изменения, продиктованные музыкальной драматургией. Все наши спектакли – совместное творчество. Особенно я хотел бы выделить две наши совместные работы – «Фиделио» Бетховена и «Хованщина» Мусоргского. Для нас обоих было важно, чтобы наши спектакли при всей их точности и историчности, были очень современными и отвечали на вопросы, актуальные сегодня».
С 1988 и до 1992 года Ваагн Вачеевич Багратуни жил и работал на родине – в Ереване.
Борис Грузин: «Ваагн Багратуни был человеком любопытным, зажигательным, взрывным и порой неожиданным. Он был живым, искренним, и не пытался скрыть своё истинное лицо за какой-то наигранной маской».