Новости

Юбилей любимого балета: «Щелкунчику» – 125 лет

19 Декабря 2017

Самый знаменитый русский балет отметил 125-летие – 18 декабря 1892 года в Санкт-Петербурге впервые был представлен балет-феерия Петра Чайковского «Щелкунчик». Волшебный балет украсил афиши многих театров мира, и чарующая музыка Чайковского сопровождает празднование Рождества и Нового года в разных уголках света.

В декабре 2017 года юбилей «Щелкунчика» и на сцене НОВАТа. 26 декабря 2017 года – 600-й показ спектакля в Новосибирске. Это будет 10-й премьерный показ спектакля в постановке выдающегося испанского хореографа Начо Дуато.

По счастливому совпадению, в этом «Щелкунчике» состоится еще и дебют нового премьера балетной труппы театра Эрнеста Латыпова, который впервые танцует партию Щелкунчика в хореографии Начо Дуато: «Новый балет очень сложен. Все, кто танцует в нем, признаются, что устают сильнее. Корни хореографии Дуато классические, но при этом присутствуют черты авторского стиля: сложные поддержки и прыжки, новые элементы в классических движениях. По моему мнению, специфической информации для танцовщиков в балете Начо Дуато гораздо больше, хотя замечательный балет Василия Вайнонена, несомненно, будет жить на сцене ещё долгие годы».

Либретто самой первой постановки «Щелкунчика» создал хореограф, танцовщик, педагог Мариус Петипа. Сюжет основан на сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» в пересказе А. Дюма-отца. Хореографом–постановщиком первого «Щелкунчика» стал Лев Иванов. Критики приняли балет негативно, писали даже, что музыка Чайковского нетанцевальна. Тем не менее, первый «Щелкунчик» просуществовал на сцене Мариинки более 30 лет.

С тех пор знаменитый балет был поставлен в театрах мира сотни раз, существует огромное количество его редакций – классических, авангардных. В разное время «Щелкунчик» ставили Джордж Баланчин, Юрий Григорович, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников. В 1934 году родилась знаменитая версия Василия Вайнонена, и впоследствии эта редакция балета была перенесена на многие сцены в России и за её пределами.

В Новосибирском театре «Щелкунчик» был впервые представлен 12 марта 1950 года, в постановке балетмейстеров С. Павлова и З. Васильевой, а 23 марта 1961 года на сибирской сцене свою знаменитую версию «Щелкунчика» представил Василий Вайнонен. В декабре 1978 года этот балет был возобновлен. В апреле 1995 года «Щелкунчик» поставил Георгий Алексидзе, костюмы и декорации к балету создал Игорь Гриневич. В 1998 году балетмейстер Сергей Вихарев, основываясь на традиционной хореографии Льва Иванова и Василия Вайнонена, поставил в новосибирском театре «Щелкунчик» в сценографии Игоря Гриневича из постановки 1995 года.

Сегодня в новосибирском театре идёт «Щелкунчик» в редакции Василия Вайнонена, поставленный в 2013 году. В сентябре 2017 года репертуар украсил новый «Щелкунчик» в постановке испанского хореографа Начо Дуато и французского театрального художника Жерома Каплана. Зрители НОВАТа получили уникальную возможность увидеть на одной сцене две версии любимого балета.

Премьер НОВАТа Эрнест Латыпов уже танцевал в нескольких редакциях «Щелкунчика»: «Прежде, в Академии Вагановой и в Мариинском театре я танцевал в «Щелкунчике» Василия Вайнонена и в балете Кирилла Симонова в сценографии Михаила Шемякина. Должен сказать, что танцевать в двух редакциях балета на одной сцене – уникальная возможность для танцовщика. Замечательно, что в репертуаре Новосибирского театра представлены разные версии одного балета – «Спартак» в двух абсолютно разных прочтениях или два «Щелкунчика», каждый из которых по-своему прекрасен».