Новости

Золотой век примадонны

22 Апреля 2023

Сегодня Зинаиде Захаровне Диденко, народной артистке РСФСР, профессору, исполнилось бы 85 лет. Больше пяти лет её нет в земной жизни, но имя и, главное, личность, - значительная, яркая, сильная - не исчезли из нашего культурного пространства. Чем больше проходит времени, тем явственнее ощущается масштаб этой личности, тем очевиднее факт незаменимости людей. Она, конечно же, больше чем оперная певица, вокальный педагог, сумма умений и навыков даже в превосходных степенях. Зинаида Диденко - выдающийся дар, большая цельная и яркая планета, мировоззрение, слаженная и четкая система, баланс непостижимого таланта и надежного внутреннего механизма. Это всегда поражало. Замены ей нет. Она одна такая. Пожалуй, все, кто знал Зинаиду Захаровну, общался с ней, учился у нее или работал вместе, наверняка хорошо помнят и ощущают эту целостную энергию, острый ум и неисчерпаемую жизненную силу. Казалось, она всюду. Ей было важно и интересно все вокруг, ей было интересно жить, петь, выходить на сцену, делиться опытом… Удивительно и здорово, что эта могучая личность открылась нам через профессию оперной солистки и вокального педагога. Специфическая и редкая профессиональная дорога, но она оказалась широкой, длинной и счастливой, осилить которую могла только Зинаида Диденко. Это был золотой век примадонны, и она оставалась ею, даже простившись со сценой в 1988 году, исполнив тогда в своем бенефисе столь любимую ею партию Флории Тоски в опере Пуччини. А начинала свой путь на новосибирской оперной сцене Зинаида Диденко в 1965 году с партии Купавы в опере Римского-Корсакова «Снегурочка» (много интересного о первом сезоне в театре - https://proza.ru/2020/04/11/255)

В каждой роли на новосибирской оперной сцене Зинаида Диденко была особенной, неповторимой; в каждом своем ученике она стремилась развивать личность и как следует, готовила их к творческой деятельности, включая рутину и ремесло, вкладывала в учеников максимум возможного. Вспоминает солист Новосибирской оперы, старший преподаватель кафедры сольного пения НГК имени Глинки, кандидат искусствоведения Виктор Дитенбир, который стал первым лауреатом премии имени З.З. Диденко, учрежденной Министерством культуры Новосибирской области в 2023 году: «Зинаида Захаровна сыграла в моей жизни очень важную и, во многом, решающую роль. Благодаря ей я смог обрести исполнительскую часть своей профессии, начать в ней реализовываться. Опытный, чуткий мастер, она всегда старалась вложить в своих учеников всё, что она умела сама, чем владела, пытаясь при этом добиться от каждого индивидуальности исполнительского нутра и выразительности. Более того, Зинаида Захаровна дала мне возможность попробовать себя в вокальной педагогике, которая всегда представляла для меня особый интерес. И профессор смогла рассмотреть это ещё с моих студенческих лет: побуждала анализировать услышанное, часто оставляла на уроках других учеников, время от времени поручая комментировать их пение, приобщала меня к обсуждению выступлений на экзаменах. Зинаида Захаровна видела, что мне это нравится и мне этого хочется. Она вообще всегда отличалась мудростью и прозорливостью. Мне бы очень хотелось, чтобы в этот юбилейный год только самые светлые и искренние слова звучали в память о выдающемся наставнике — нашей любимой и незабвенной Зинаиде Захаровне Диденко!»

Предлагаем также наши материалы, посвященные З.З. Диденко: /news/events/zinaida_didenko_blagodarya_svoim_uchenikam_ya_prodolzhayu_zhit_na_stsene/?sphrase_id=94487

Зинаида Диденко окончила вокальное отделение Горьковской государственной консерватории имени М.И. Глинки по классу профессора Е. Г. Крестинского (1965). В Новосибирском театре оперы и балета работала с 1965 по 1988 годы и исполнила более 35 ведущих оперных партий: Купава («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова), Ярославна («Князь Игорь» А. Бородина), Дуняша («Война и мир» С. Прокофьева), Лиза (Пиковая дама» П. Чайковского), Аида («Аида» Дж. Верди), Дездемона («Отелло» Дж. Верди), Наташа («Русалка» А. Даргомыжского), Донна Эльвира («Дон Жуан» В.А. Моцарта), Перонская («Война и мир» С. Прокофьева), Анна («Безродный зять» Т. Хренникова), Елизавета («Дон Карлос» Дж. Верди), Елена («Сицилийская вечерня» Дж. Верди), Леонора («Трубадур» Дж. Верди, Татьяна («Евгений Онегин» П. Чайковского), Эмма («Хованщина» М. Мусоргского), Тамара («Демон» А. Рубинштейна), Манон Леско («Манон Леско» Дж.Пуччини), Тоска («Тоска» Дж. Пуччини). В перечне ее лучших работ: Кума («Чародейка» П. Чайковского), Леонора («Фиделио» Л. Бетховена), Мария («Мазепа» П. Чайковского), Сантуцца («Сельская честь» П. Масканьи).

Стаж педагогической деятельности в консерватории– более 40 лет. Её преподавательская деятельность началась в 1967 году в Новосибирском театральном училище. С 1974 года работала на кафедре сольного пения Новосибирской консерватории имени М.И. Глинки. С 1992 года возглавляла кафедру. С 1980 года – доцент, с 1990 года – профессор консерватории. С 2000 года возглавляла Новосибирскую региональную организацию Всероссийского музыкального общества, курировала её творческие вопросы, конкурсы, фестивали, семинары и конференции. Была членом Совета по вокальному искусству при Министерстве культуры Российской Федерации. Проводила мастер-классы в России и за рубежом. Ученики Зинаиды Захаровны – известные артисты, работающие в музыкальных театрах и филармониях России, Германии, Кореи и других стран. Лауреаты престижных отечественных и международных конкурсов, выступающие на оперных сценах страны и мира, среди них: солист Новосибирского театра музыкальной комедии нар. арт. РФ А. Выскрибенцев; солисты НГАТОиБ зал. арт РФ Т. Горбунова, О. Бабкина, М. Ефанова, засл. арт. РФ О. Видеман, Л. Устюжанина, И. Чурилова, И. Новикова, О. Егудина, В. Дитенбир, Г. Гурьев; профессор Пусанского и Ханойского университетов Чо Хе Рён, профессор Сеульского университета Юн Чжи, лауреаты всероссийских и международных конкурсов Т. Богданчикова (Испания), Ю. Полещук (Италия) и др.

Золотой век примадонны - НОВАТ - фото №1