Премьера оперы «Дон Жуан» – третьего спектакля любимого зрителями цикла «Моцартиана» – состоится на Малой сцене НОВАТа двадцать третьего февраля. Второго и третьего марта премьерные показы продолжатся.
За свою полуторавековую историю опера пережила бессчетное число постановок и обросла множеством клишированных решений, избавиться от которых в своей постановке стремились режиссер-постановщик, автор художественной концепции спектакля Вячеслав Стародубцев и дирижер-постановщик Петр Белякин. Поиском непроторенного пути обусловлены интересные и неожиданные режиссерские ходы в спектакле. Это отразилось и в его визуальном решении, за которое отвечают художник-сценограф Тимур Гуляев и художник по костюмам Жанна Усачева.
О декорациях к спектаклю рассказал Тимур Гуляев.
Из разговора с Жанной Усачевой мы узнали, что костюмы в спектакле будут носить черты испанского костюма XVI – XVII веков. А декорации тоже будут соответствовать исторической реальности? Каким будет пространство нового спектакля?
Нет, в декорациях не будет исторического и локального соответствия. Будет некое пространство, которое может показаться одновременно и хаотичным, и организованным: множество путей, дорог, создающих иллюзию движения. Вы знаете, у этой работы есть любопытная, даже немного мистическая предыстория. Около года назад мне приснился сон, что мы с Вячеславом Стародубцевым работаем над новым спектаклем и срочно нужно сделать сценический станок, представляющий собой лабиринт из лестниц. Я проснулся и зарисовал это, пока не забыл. Когда спустя некоторое время мы начали обсуждать постановку, я задал Вячеславу Васильевичу вопрос о том, что он хотел бы видеть на сцене, какой образ его вдохновляет. И он ответил, что ему нужно множество лестниц. И тогда я показываю ему свой набросок с вопросом: «Так?» И он отвечает: «Да!» Так появилось нагромождение лестниц – настоящих, по которым можно подниматься и опускаться, и нарисованных, которые служат продолжением реальных по всему пространству – на полу, на потолке… Ты продолжаешь идти по лестнице, а она уже не настоящая. Некий не имеющий ни начала, ни конца объект. Своего рода лабиринт. Идея режиссера-постановщика здесь заключается в цикличности: Дон Жуан и другие персонажи находятся в постоянном движении, в поиске чего-то, они поднимаются по ступенькам, спускаются, снова поднимаются, но при этом возвращаются в одну и ту же точку, все время ходят по кругу.
В спектакле, как обычно, очень много интересного реквизита. Расскажите о нем.
Несмотря на то, что костюмы в спектакле направлены на историческую достоверность, декорации и реквизит, напротив, более футуристичны, абстрагированы. Все решено в очень лаконичной цветовой гамме: черный, белый, серый. И есть только один яркий цветовой акцент – у нас он условно называется «сицилийский апельсин» – который присутствует и в костюмах, и в реквизите, но не доминирует. В спектакле черный, серый цвет и лабиринт лестниц – это отображение цикличности человеческого сознания, которое не может выйти за некие рамки, само себя ограничивает. А яркий оранжевый акцент говорит о свободе, о вкусе к жизни, о любви к этой жизни, о возможности ею наслаждаться.
Мы обратили внимание, что в спектакле есть оружие, и мы знаем, что эта тема вам очень интересна. Какое оружие вы создали в этот раз?
Да, мы не могли упустить это из виду, поскольку сама история Дон Жуана подразумевает поединки, сражения, убийства, да и историчность костюмов требует ношения холодного оружия. Поэтому сделали и шпагу – и не одну, и кинжал, и мушкеты. Причем внешний вид этого оружия исторически оправдан, а его цвет – нет: не было черных лаковых мушкетов. То есть цвет продиктован стилем спектакля, а форма – исторической реальностью.
В декорациях привлекают внимание две огромные фигуры ангелов, какова их роль?
Это не скорбящие ангелы: мы ни в коем случае не хотели, чтобы на сцене что-то напоминало о кладбищенской теме. Мы хотели от этого уйти как можно дальше, ведь в самой музыке Моцарта много динамики, игры, юмора. И в визуальном решении мы это тоже, конечно, старались сохранить. Мы считаем, что не стоит воспринимать эту историю как абсолютно мрачную и с трагическим финалом. Мы стремились создать одновременно атмосферу стильного абсурда и историчности, торжественности и некоторой неразберихи – словом, соответствовать моцартовской музыке.
Премьера. Вольфганг Амадей Моцарт «Дон Жуан», опера в 2-х действиях, постановка Вячеслава Стародубцева – 23 февраля в 18:00; 2, 3 марта в 19:00 на Малой сцене НОВАТа.
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».
Билеты – на нашем официальном сайте, в мобильном приложении и в кассе театра.
До встречи на премьере! НОВАТ