Интервью

Дань уважения Мариусу Петипа

18 Октября 2016

Балетная труппа НОВАТа готовится представить премьеру балета «Спящая красавица» в постановке известного современного хореографа Начо Дуато. О том, как в спектакле перекликаются классика и современность, рассказывает балетмейстер-репетитор, народная артистка России Жанна Аюпова.

Жанна Исмаиловна, насколько оправдано, на ваш взгляд, стремление к современному прочтению классики?

— Сегодня во всем мире выпускается множество таких балетов, где за основу взят классический сюжет, но он переделывается и изменяется до неузнаваемости. «Спящая красавица» Начо Дуато – не из этого ряда. Я бы сказала, что это классический спектакль с традиционным сюжетом, в котором есть место элементам современной хореографии. В этой постановке очевидна дань уважения Мариусу Петипа; ряд моментов впрямую перекликаются с его хореографическим текстом. Даже знатоки задавались вопросом: «Что это? Заимствование? Или знак уважения?». Да, именно так. Я могу сказать, что Дуато не метался в поисках, а изначально задумывал сохранить отдельные танцевальные фразы и фрагменты великого предшественника, например, в большом адажио Авроры и принцев в первом акте.

Что принято понимать под «фирменным стилем» Дуато? Как он проявляется в «Спящей красавице»?

— Дуато остается верен себе и привносит в полноформатную классическую постановку те черты, которые свойственны его оригинальным сочинениям: внутреннюю напряженность, камерность, интимность. «Спящая красавица» лишена пафоса и многословности, в ней нет вычурности, нет фонтанов и гирлянд. Дуато уходит от больших пантомимных сцен, пантомима у него гармонично сплетается с хореографией, герои все время находятся в движении. В спектакле нет миманса, все артисты, присутствующие на сцене, заняты в танцах. На камерность работает приглушенный свет в некоторых сценах. Конечно, есть и контрастные сцены, где хореограф динамично наращивает напряжение, но вообще-то Начо ценит сдержанность во всем. У Дуато прекрасный вкус и всегда очень красивые спектакли.

Как осваивают хореографию Начо Дуато артисты НОВАТа?

Поначалу новосибирским артистам было очень трудно ориентироваться в новом пространстве. Хореография Дуато выстроена по непривычной нам балетной логике. Например, танцовщику хотелось бы сделать поворот в одну сторону, но в этом хореографическом тексте наоборот - надо повернуться в другую. Но танцовщики схватывают все на лету. Мне с новосибирской труппой работается хорошо, танцовщики все профессиональные и мы находим общий язык.