Интервью

Джиллиан Уиттингем о работе над балетом «Собор Парижской Богоматери» в НОВАТе

18 Июля 2022

Премьера балета Ролана Пети «Собор Парижской Богоматери» в октябре 2021 года всколыхнула культурную жизнь столицы Сибири. Новосибирская публика восторженно приняла спектакль выдающегося французского балетмейстера, в момент своего рождения считавшийся авангардным, а сегодня признанный классикой мировой хореографии. 29 и 30 июля зрителям, которые еще не успели познакомиться с шедевром Пети, вновь представится возможность окунуться в невероятную атмосферу этого балета.

Над постановкой балета в НОВАТе работали специалисты «Les Ballets Roland Petit» – балетмейстер-постановщик Луиджи Бонино и его ассистент в работе с кордебалетом Джиллиан Уиттингем.

В период репетиций Джиллиан поделилась впечатлениями о работе с труппой НОВАТа.

В каких российских театрах вам доводилось работать?

Да, у меня есть опыт работы с российскими театрами. В Театре Станиславского мы вместе с Луиджи Бонино ставили балет Ролана Пети «Коппелия». Кроме того, мы приезжали в Россию с балетом театра Ла Скала, показывали спектакль «Ромео и Джульетта».

В Сибири и в нашем театре вы впервые. Каковы ваши впечатления?

Очень яркое впечатление производит театр. Само здание очень красивое, и из нашего отеля прекрасный вид на него. Я вижу, что это, действительно, центр города, здесь много пространства для прогулок, ухоженные клумбы, красивые деревья, всегда многолюдно и что-то происходит. Здесь гуляет молодежь и люди постарше, родители с детьми, свадебные фотосессии почти каждый день – очень приятная атмосфера. Кстати, в Европе такое нечасто увидишь. Я приехала сюда работать, поэтому в основном нахожусь в театре, здесь меня тепло приняли и труппа сильная и подготовленная. Так что и в работе только благоприятные впечатления.

Вы работали с артистами разных стран и школ – от Новой Зеландии до Казахстана. Есть ли какие-то особенности в работе с российскими артистами балета?

У российских танцовщиков замечательная классическая базовая подготовка, они технически очень сильны, хорошо чувствуют музыку. Безусловно, разница в стиле работы есть и огромная. У каждой балетной компании – в Австралии, в Казахстане, в Италии – свой стиль. У русских балетных трупп ярко прослеживается классическая традиция, это очень сильно выделяет российских артистов.

Есть ли сложности в работе с ними?

Очевидная трудность – языковой барьер. Важно, чтобы артисты понимали тебя, а ты – их. Поэтому нужен хороший переводчик – чтобы заполнить этот вакуум. Дело ведь даже не в том, чтобы переводить слова, а в том, чтобы донести смысл сказанного тобой. Но есть нечто общее, что сложно не только для русских артистов, но для всех танцовщиков, которые репетируют постановки Ролана Пети – это хореография Пети, которая очень самобытна и заметно отличается от классической. Его постановки сложны для любой труппы. Всю жизнь артистов учили ставить ноги в одну позицию, а тут приходим мы и требуем, чтобы ступни стояли по-другому. Для классических танцовщиков неоклассика Пети – это нечто новое, нечто другое и заметно расширяет их профессиональные горизонты. В балетах Ролана Пети, к примеру, «Летучая мышь», «Коппелия», и особенно «Собор Парижской Богоматери» очень важно, чтобы внутренняя энергия артиста нашла выход наружу и была ярко выражена. Артисты с классической школой обычно сдерживают эту энергию, не дают ей выхода, а в постановках Ролана Пети необходимо, чтобы она выплескивалась. Артисты, работавшие с Роланом Пети, к примеру, Луиджи Бонино, который танцевал в балетах Пети, а сейчас ставит здесь «Собор», должны были быть яркими индивидуальностями. Даже в кордебалете танцовщики не сливались и не были похожими друг на друга. В балетах Пети артисты должны быть сильными личностями. И этого же мы пытаемся добиться сейчас, когда работаем с новосибирскими артистами: чтобы индивидуальность каждого из них была видна на сцене. Это касается и кордебалета, что для артистов непривычно. И когда видишь, как артисты начинают открываться, выдавать свою внутреннюю энергию – это прекрасно!

Какие достоинства вы находите у новосибирской труппы?

Очень приятно видеть, что танцовщики понимают, чего я от них добиваюсь, и стараются четко следовать моим указаниям. У некоторых это получается более естественно, у других – менее, но прогресс есть у всех, и это не может не радовать.

Чем вам самой близки постановки Ролана Пети?

Признаюсь, я счастлива, что мне довелось работать с постановками такого мастера, увидеть вживую, как он работает с артистами. Это невероятная личность, такие люди редко встречаются в жизни, поэтому я благодарна судьбе за такую возможность. Впервые я познакомилась с хореографией Пети, когда была главным балетмейстером театра Ла Скала в Милане, сейчас я работаю над постановками балетов Пети как ассистент Луиджи Бонино, наши работы – «Собор Парижской Богоматери», «Пинк Флойд балет», «Кармен» – это тоже бесценный опыт. Мы начали сотрудничать в 1998, работать с Луиджи тоже большое удовольствие, это яркая, харизматичная, сильная личность, он искренне предан своему делу и истинный наследник Ролана Пети.

На ваш взгляд, что Ролан Пети ценил в артистах балета?

Дух. Конечно, важна безукоризненная техника, но для Пети это было нечто само собой разумеющееся. Ему нужно было, чтобы артисты доносили до зрителей историю в точности такой, какой он ее задумывал. На самом деле, для артистов это иногда сложная задача. Бывает, что у артиста великолепная техника, но он не может рассказать историю. Такое невозможно в балетах Пети.

«Собор Парижской Богоматери» впервые поставлен в 1965 году, переносился на многие сцены мира, и до сих пор интерес к спектаклю не угасает. В чем секрет такого успеха?

Конечно, отчасти зрителей привлекает и сюжет романа Виктора Гюго, и сам собор – парижский Нотр Дам, как достопримечательность. Но прежде всего, зрителям интересен сам балет – музыка, хореография, костюмы, декорации.

В этой постановке вы работаете с кордебалетом. Каким вы хотели бы видеть итоговый результат своей работы?

«Собор Парижской Богоматери» – это не балет, построенный вокруг солистов. В этой постановке кордебалет играет столь же значимую роль, что и главные персонажи – Квазимодо, Эсмеральда, Фролло и Феб. Можно сказать, что это пятый главный действующий персонаж. Толпа – это и участник действия, и наблюдатель, и судья. 90 % времени кордебалет – толпа – присутствует на сцене и он должен быть максимально ярким, мощным и выразительным. Если хоть один артист в кордебалете точечно выпадает, то ломается вся картина. Поэтому от кордебалета тут требуется максимум.

Ваши пожелания зрителям «Собора Парижской Богоматери»?

Конечно, очень хочется, чтобы зрителя захватила сама история, чтобы энергия, наполняющая этот спектакль, передалась зрительному «Собор Парижской Богоматери» на Большой сцене НОВАТа – 29 июля в 19:00, 30 июля в 18:00. Главные партии исполнят звезд балетной труппы НОВАТа – заслуженная артистка России Ольга Гришенкова, Екатерина Лихова, Роман Полковников, Евгений Басалюк, Михаил Лифенцев, Никита Ксенофонтов, Михаил Недельский.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты можно приобрести на нашем официальном сайте, в мобильном приложении и в кассе НОВАТа.

До встречи на балете!