Прима-балерина Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана Мария Абашова – ярчайшая звезда современной балетной сцены и невероятно многогранная личность. Она не только заслуженная артистка России, лауреат международных конкурсов, лауреат премий «Золотая маска» и «Золотой cофит», но и мама троих детей, а также успешный блогер с многотысячной армией подписчиков. В труппе Бориса Эйфмана балерина с 2002 года, в репертуаре артистки театра множество ярких ролей, принесших ей признание специалистов и любовь публики.
Грушенька в спектакле «По ту сторону греха» и Анна Каренина в одноименном балете в исполнении артистки потрясли новосибирских зрителей во время гастролей Театра балета Бориса Эйфмана в 2021 году. Невозможно было остаться равнодушным к ее абсолютному погружению в образ, к подлинной страсти и предельному эмоциональному накалу ее актерской работы, нельзя было не восхититься редкой красотой линий и виртуозным мастерством балерины. В предстоящих гастрольных спектаклях зрители вновь увидят Марию в партии Грушеньки, а также смогут оценить новую работу артистки – Ирину Аркадину в балете «Чайка. Балетная история».
В преддверии гастролей предлагаем ближе познакомиться с Марией Абашовой.
Вы ведь уже второй раз будете танцевать балеты Бориса Эйфмана в Новосибирске?
Да, во второй раз. Впервые я выступала в Новосибирске два года назад, танцевала в спектаклях «По ту сторону греха» и «Анна Каренина».
У Бориса Эйфмана свой уникальный стиль, основанный на академической школе, но порой движения, которые он предлагает артистам своей труппы, далеки от строгого академизма. У вас в детстве были проблемы с позвоночником, и вы стали заниматься гимнастикой. Скажите, вам сложно даются все эти танцевальные изломы?
Я работаю в труппе Бориса Эйфмана уже двадцать лет и по-прежнему много танцую. Когда я приходила в театр, мне говорили, что у Эйфмана год идет за два, что многие физически не выдерживают. Но сейчас, когда ты знаешь многих артистов из других театров, то понимаешь: все ломаются одинаково. И в основном это зависит не от хореографии, а от состояния здоровья танцовщика и от его отношения к своему телу. То есть от того, насколько правильно он работает. Не могу сказать, что пластическая стилистика как-то особенно влияет на травмы. Мне кажется, человеческое тело не ограничено теми возможностями, на которые ориентируются классические балетные академии.
Чувствуете ли вы гордость от того, что вы работаете у Эйфмана?
Безусловно. Я чувствую, что это мой театр, что я подхожу для нашей труппы. Конечно, я горда представлять коллектив Эйфмана в России, в мире. Борис Яковлевич сумел задать такой высочайший уровень, что и зрители, и другие артисты балета смотрят и восхищаются. Это дорогого стоит. Я понимаю, что сделала правильный выбор и участвую в выполнении большой и серьезной творческой миссии.
Вы много ездите, в том числе и по другим странам. Скажите, понимают ли зрители, живущие в другой культурной среде, то, что вы показываете?
Поскольку наш театр в первую очередь представляет психологическое балетное искусство, Борис Яковлевич очень строго относится к отбору артистов. То есть ему важно, чтобы исполнитель обладал драматическим талантом и мог донести как эмоциональный, так и философский посыл. Поэтому абсолютно неважно, на каком языке говорят зрители, читали ли они книги, по которым поставлены наши балеты, видели ли они какие-либо интерпретации этих произведений раньше. Люди всегда понимают не только событийную канву спектакля Бориса Эйфмана, но и заложенные в него идеи.
То есть прием везде восторженный?
Да, везде. Самый строгий прием в Петербурге, потому что у нас очень искушенная публика. Даже в Москве труппу принимают иначе.
Я понимаю зрителей: стоит один раз увидеть ваш коллектив – и ты сразу становишься его поклонником. Поклонники появились у вас и в Новосибирске. Мы, конечно, очень надеемся увидеть вас в спектакле «Чайка. Балетная история». Вы можете рассказать об этом балете, о вашей партии в нем?
Первую версию «Чайки» Борис Яковлевич поставил в 2007 году, я танцевала там Заречную. Сейчас мы привозим новый балет по чеховской пьесе с абсолютно оригинальной хореографией и драматургией. В этом спектакле я танцую Аркадину. С одной стороны, грустно, потому что больше партий в постановке для меня не осталось. Куда двигаться дальше? Но, с другой стороны, танцуя в «Чайке», я чувствую особую гордость и ответственность. Действие спектакля происходит в балетном театре. Моя героиня – прима, которая любой ценой должна отстоять свое право на творческое лидерство. Партия Аркадиной – очень важная для меня и одна из наиболее любимых. Борис Яковлевич раскрыл образ героини с разных сторон, в этой партии много психологически глубоких монологов.
В программе гастролей есть еще один балет, который в Новосибирске еще не видели – «Евгений Онегин». Он чем-то выделяется среди других работ Бориса Эйфмана?
Да, конечно, выделяется. Борис Яковлевич сочинял его в 2009 году. Изначально существовала задумка перенести действие «Онегина» в период начала девяностых годов. И когда Борис Яковлевич начинал ставить, в спектакле зримо присутствовали многие приметы того времени вроде цепей или малиновых пиджаков… Эйфман поставил половину балета, и тогда было решено убрать чересчур буквальные указания на время действия. Сейчас спектакль сформировался, мы его уже оттанцевали. Это не классическое прочтение «Евгения Онегина», а попытка, как говорит сам Эйфман, «открыть неизвестное» в хрестоматийном тексте Пушкина.
У вас трое детей, вы в прекрасной форме. Как вам удается совмещать материнство и такую сложнейшую работу?
Вы знаете, наверное, как раз эти перерывы, когда я уходила в декрет, дали мне силы продолжать танцевать. Еще с детства, когда я начинала заниматься художественной гимнастикой, мне была присуща безумная воля к победе. Я всегда воспринимала возвращение как вызов. Во-первых – смогу ли я доказать самой себе? Во-вторых – смогу ли я доказать Борису Яковлевичу? Потому что когда балерина, на которую он возлагает определенные надежды, бросает театр, возникает очень трудная ситуация. И я искренне благодарна Борису Яковлевичу за то, что он всегда поступал одинаково: я приходила, и мне предоставлялась возможность подтвердить свое право на роли. Потому что все мои партии танцевали другие балерины. И каждый раз я должна была доказать, что достойна быть примой.
Кого-то из своих детей вы планируете отдавать в балет?
Мальчиков – нет, они занимаются теннисом, футболом, баскетболом. А девочку Александру, если она захочет, конечно, отдам в хореографическую школу (при условии, что будут данные). Сейчас ей четыре года, я не хочу ее лишать детства. И потом, наша профессия очень сложная. Зрители видят артистов только на сцене, им доступна лишь внешняя, парадная часть, создающая ощущение воздушной красоты. Собственно говоря, это правильное ощущение, но в то же время балет – каторга, безумно тяжелый труд. И очень сложно удержаться – психологически прежде всего. Я пришла в балет в восемь лет. После художественной гимнастики и не по своей воле, а потому что врачи рекомендовали. И у меня до сих пор не закончилась энергия. Все мои одноклассники, с которыми я училась в академии в Австрии, уже покинули сцену. Они говорят: «Откуда у тебя силы? Неужели у тебя ничего не болит?» Я говорю: «Нет. Когда я выхожу на сцену, у меня вообще ничего не болит».
Есть ли у вас какие-то пожелания новосибирским зрителям?
Я очень жду встречи со зрителями Новосибирска. Благодаря социальным сетям я знаю, что они нас тоже с нетерпением ждут. Многие специально приедут на наши спектакли из других городов. Я рада, что опять станцую на прекрасной сцене НОВАТа, о которой у меня сохранились самые яркие воспоминания.
Приглашаем увидеть спектакли Театра балета Бориса Эйфмана с участием Марии Абашовой на Большой сцене НОВАТа:
«Чайка. Балетная история» – 25 апреля в 19:00.
«По ту сторону греха» – 30 апреля в 19:00.
Спектакли участвуют в программе «Пушкинская карта».
Билеты – на нашем официальном сайте, в мобильном приложении и в кассе театра.
До встречи на балете! НОВАТ