В апреле НОВАТ представит большую балетную премьеру ‒ классический «Корсар» в редакции Александра Омара.
Солисты балетной труппы НОВАТа Мария Машкина и Артем Пугачев рассказывают о работе над партиями Медоры и Конрада в новом спектакле.
Первый наш собеседник ‒ Мария Машкина.
Расскажите, как идет подготовка? Вы уже танцевали в балете «Корсар»?
Да, я танцевала в нашей предыдущей версии «Корсара», а до этого я еще работала в постановке Фаруха Рузиматова, но не в ведущих партиях. Танцевала Форбан, танцевала еще «Оживленный сад» в кордебалете, алжирский танец.
В редакции Рузиматова я тоже танцевала Форбан, а потом переместилась в шестерку больших в картине «Оживленный сад». Это почетно. Там нужно кабриоли делать и многие другие сложные вещи. Также я танцевала соло в палестинском танце. В следующей версии «Корсара» я танцевала трио одалисок, шестерку больших и Медору. И вот для меня новая очередная версия, в которой я репетирую партию Медоры. Так что в «Корсаре» у меня уже довольно большой путь: я прошла весь балет изнутри к главной партии.
Сейчас у вас уже четвертая версия этого балета. Они похожи друг на друга?
Конечно, ведь история заложена одна. Хотя, конечно, редакции в разных театрах отличаются. У многих театров прописаны разные либретто, и сценически они по-разному выглядят. Мне в этом «Корсаре» очень нравятся декорации. Новая постановка не такая прямо яркая, она более глубокая. Именно по цветовой палитре он для меня глубокий. Для меня это такой отголосок Востока. Я вообще очень люблю восточную тематику.
Постановщик спектакля Александр Омар говорит, что хочет добиться от артистов осознанного исполнения, понимания роли.
Да, мы с педагогом обсуждали, что раньше партия Медоры была партией красивой балерины. Да, там есть любовь, но все строилось на том, что Гюльнара более сильная, экспрессивная, а Медора – просто красавица, скажем так. У Омара немного иначе. У него Медора – не просто красивая гречанка. У нее есть свой характер, сила. Она любит Конрада. У Омара очень ярко выражен момент, когда Медора хватает нож и бросается на Бирбанто, пытается с ним вступить в драку. То есть она смелая, жизнелюбивая, свободная. Здесь образ Медоры более многогранный: сначала она жизнерадостная, красивая, у нее все друзья, все танцуют, потом на рынке она показывает свой внутренний огонь, показывает, что не хочет быть чьей-то рабыней, она сопротивляется до последнего момента. В следующем акте она показывает свою искреннюю любовь, потом она защищает эту свою любовь. Мне очень нравится момент, который я раньше не замечала. В картине «Оживленный сад» Медора как будто уже смирилась с тем, что она будет еще одной женой. А у Омара, когда Медора танцует «Оживленный сад», сначала тоже кажется, что она смирилась, но когда паша к ней подходит, в этой редакции есть момент, когда видно, что Медора еще не покорена, не готова расстаться со своим жизнелюбием, со своей силой. И вот это мне очень нравится. Она большая личность.
Как вам работать с Александром Омаром?
Интересно. Я очень люблю, когда постановщик сам актер. Для меня очень важно видеть. Я считываю больше мимику, эмоции. Александр хорошо показывает то, что он хочет от нас получить. Ты понимаешь, как именно надо.
Как вы считаете, это хорошо, что в новой редакции по-другому расставляются акценты, к хореографии добавляется видеоряд?
Конечно, хорошо. Расставляются новые акценты, остается та же история, но местами эта постановка очень не похожа на все предыдущие варианты, которые я танцевала. Мне кажется, что здесь более логично выстраивается история. И всегда хорошо, когда балет освежается. Не может же одна и та же постановка идти десять лет. Она прекрасна, она замечательна, но люди же меняются, так же и постановки меняются. Хорошо, когда это идет в ногу со временем.
Вашим партнером является Артем Пугачев, этот артист славится тем, что на сцене он очень надежен. У вас появляется дуэт?
Это тот партнер, в котором я всегда уверена. Даже если я что-то сделаю не так, то он, входя в поддержку, меня все равно поднимет. Он всегда ответственен. Артем – мой большой друг, мы хорошо общаемся. Поэтому мне с ним легко работать. Есть дружеское общение, мы можем посмеяться, пошутить. Мы с ним постоянно советуемся. В целом, мне кажется, любая балерина скажет, что с Артемом очень удобно и комфортно работать.
Артем Пугачев
Вы готовитесь танцевать главную партию ‒ Конрада. Кто будет вашей Медорой, с кем вы репетируете?
С Марией Машкиной и Ксенией Белоусовой.
Во скольких постановках «Корсара» вы уже участвовали?
Я танцевал в одной редакции ‒ Игоря Зеленского. Эта редакция вторая у меня, и это всегда интересно, конечно. Новые постановки – новое раскрытие персонажа.
Александр Омар постарался привнести новое в характеры некоторых персонажей.
Изменений довольно много. К примеру, постановщик изменил партию Ланкедема. Сейчас у него только одна вариация. И персонаж получился более гротесковым, более характерным. Больше работы у раба. Работу девочек я еще особо не видел, но Александр добавил интересные мизансцены, которые должны раскрыть женские персонажи, особенно в третьем акте.
Александр Омар добавил в хореографию Петра Андреевича Гусева танцы, элементы, которые сделали балет более современным, более живым. Есть ли у вас ощущение новизны от этой постановки?
У него интересные мизансцены появились, некоторые сцены, мне кажется, были пустоваты в старом «Корсаре». Мне сложно судить, потому что все-таки это гениальная постановка. На мой взгляд, в новой редакции получилось найти достаточно интересные мизансценные находки. Динамичный будет «Корсар», его будет интересно зрителям смотреть.
А вообще, новая постановка – это всегда приятно для артистов. Мы любим, когда что-то новое появляется в нашей жизни, чтобы не затанцовывать одни и те же партии. Пожалуй, за исключением самых любимых пролей. Всегда хочется пробовать что-то новое, всегда по-разному. Я с большим уважением отношусь ко всем редакциям, версиям.
Премьера балета «Корсар» на Большой сцене НОВАТа ‒ 18, 19, 20 апреля, 15 июня.
Артем Пугачев и Мария Машкина исполняют главные партии в премьерном показе балета «Корсар» 20 апреля в 13:00.
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».
Билеты ‒ на сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе НОВАТа.
До встречи на премьере!