Интервью

Михаил Татарников о «Богеме»: «Эта музыка словно дает новый импульс чувствам»

16 Августа 2023

Опера Дж. Пуччини «Богема» 18 августа станет первым спектаклем, который пройдет под управлением маэстро Михаила Татарникова после назначения его на пост главного приглашенного дирижера НОВАТа.

Накануне спектакля дирижер поделился своими впечатлениями о встречах с гениальным творением Пуччини.

Вы говорили в интервью, что решили стать дирижером после прослушивания записи «Богемы» под управлением Герберта фон Караяна. И у многих музыкантов, с которым мы говорили ранее о «Богеме», есть история, связанная с этой оперой. Как вы думаете, в чем секрет этой музыки? Или это необъяснимо, как, к примеру, первая любовь?

В моем случае, это, действительно, похоже на первую любовь, когда даже спустя годы в ответ на любое напоминание о ней что-то ёкает в сердце. Мне кажется, что сила этой музыки, этой оперы в том, что она служит своеобразным катализатором – усиливает твои личные переживания. Эта музыка словно дает новый импульс чувствам. Даже если это мимолетное увлечение, только намек на влюбленность, все это становится острее, гипертрофируется.

Это ведь очень простая история: здесь не гибнут царства, не свергают королей, нет накала страстей, а простые ребята поют о простых, обыденных вещах. Здесь в самих отношениях героев есть некая неопределенность, недосказанность. Это касается и отношений Марчелло и Мюзетты, которые то расходятся, то сходятся, это относится к Мими и Рудольфу – у их истории нет развития, только какие-то намеки, ускользающие чувства. Но благодаря необыкновенной музыке эти простые переживания обычных людей обретают величие, масштабность. Это и есть веризм, и в этом, на мой взгляд, его главное достоинство. В «Богеме» никого не убивают, как, к примеру, в «Паяцах», но при этом смерть Мими лично для меня ощущается подлинной трагедией. Так эта история становится ближе и понятней каждому из нас: ведь все мы переживали утраты, уход из жизни близких людей, и поэтому общее горе персонажей в финале ощущается так масштабно-трагически, так трогает.

И, конечно, мелодизм Пуччини в «Богеме» достиг наивысшего выражения. Здесь так много нюансов, каких-то подголосков, жанровых зарисовок, характерных эпизодов, которые по смыслу просты, но очень выразительны и технически сложны. К примеру, хор в кафе, когда артисты перекрикиваются, делая заказы, – это очень непросто. Вообще, «Богема» – один из сложнейших материалов для оркестра, для дирижера, и, конечно, для солистов.

Ждем зрителей 18 августа на спектакле «Богема» под управлением главного приглашенного дирижера НОВАТа Михаила Татарникова. Главные партии исполнят звезды новосибирской оперы: Ирина Новикова (Мими), Михаил Агафонов (Рудольф), София Бачаева (Мюзетта), Гурий Гурьев (Марсель).

Билеты – на нашем сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.

Спектакль участвует в акции «Студенческий день»: обладатели студенческого билета или международной карты ISIC смогут приобрести билеты в кассе НОВАТа по специальной цене.

До встречи в Оперном! НОВАТ