Самый волшебный балет мирового репертуара – «Щелкунчик» П.И. Чайковского – зрители НОВАТа смогут увидеть в эталонной редакции Юрия Григоровича. Премьера легендарной версии состоится 13, 14, 15 октября, продолжатся показы накануне новогодних праздников.
Сейчас артисты балетной труппы НОВАТа готовятся к премьере с репетиторами Большого театра России. Заслуженная артистка России прима-балерина НОВАТа Ольга Гришенкова репетирует главную партию – Мари. Балерина рассказала о новой работе.
Скажите, пожалуйста, во скольких постановках «Щелкунчика» вы танцевали?
Балет Юрия Григоровича – мой четвертый «Щелкунчик». Я танцевала во всех трех редакциях, которые шли в нашем театре с момента моего прихода в труппу: в постановках Сергея Вихарева, Василия Вайнонена и Начо Дуато.
Многие балетные эксперты считают постановку Григоровича эталонной. Согласны ли вы с таким мнением?
Я согласна. Мне кажется, что «Щелкунчик» Григоровича – не просто рождественская сказка, которую все стремятся посмотреть в дни зимних праздников, здесь есть своя философия. Здесь ведь показан очень волнующий для человека период – переход из детства в какую-то взрослую жизнь. Взрослению всегда сопутствуют мечты, ожидание любви, предчувствие перемен. И какое же разочарование для Маши, что сбывшаяся мечта, прекрасная сказка оказалась неправдой, сном… Мне кажется, в этом главное отличие балета Григоровича. Постановка Вайнонена – это сказочность, волшебная рождественская картинка, версия Начо Дуато – более реалистичный спектакль. А вот Григорович – это чистая балетная классика с очень глубокой мыслью, поэтому он интересен и обычному зрителю – даже ребенку – и ценителям, истинным балетоманам.
То есть Юрий Григорович ближе всех сумел подойти к музыке Чайковского?
Я думаю, да.
Вы поучаствовали в четырех различных постановках «Щелкунчика». Насколько разнится хореография в этих балетах? Сложнее ли партия Мари в редакции Григоровича?
Я думаю, что из всех версий эта самая сложная. Возможно, потому что я ее пока не прожила на сцене, так как пока идет период подготовки и на данном этапе сложно все собрать воедино. Пока не было репетиций с оркестром, костюмов. Все равно, изнутри ты до конца понимаешь спектакль только тогда, когда он уже состоялся. Когда мы только начали репетировать, я уже немножечко опасалась, думала – сейчас будет так сложно, так сложно! Но, видимо, настолько хорошо хореография ложится на музыку, настолько логичны все движения, переходы, что это удобно танцевать. И когда твое тело идет куда нужно, уже кажется, что, может быть, не настолько-то все и сложно. К примеру, в постановке Начо Дуато ты хочешь повернуться направо, а тебе нужно налево. Здесь же, я бы сказала, очень комфортно танцевать. Но все равно и физически, и технически это сложный спектакль.
Насколько, на ваш взгляд, влияет на спектакль то, что взрослые артисты танцуют детей?
На самом деле, мне даже больше нравится, что ты в процессе развития действия превращаешься из маленькой Маши во взрослую. Потому что у Вайнонена вначале Машу танцует девочка из хореографического училища, а потом ты ее сменяешь, и появляется такое ощущение, что ты не спектакль танцуешь, а просто вышел на сцену, сделал свою работу и ушел. В «Щелкунчике» Григоровича ты танцуешь на протяжении всего спектакля, как и у Дуато, показываешь развитие своего персонажа, уже есть ощущение целостности спектакля. Мне так больше нравится. Но, конечно, надо не играть детей, а быть на самом деле ребенком.
Это академический балет? Или он осовременен?
Основа здесь – чистая классика. Репетитор Большого театра Марианна Эдуардовна Рыжкина, которая с нами работает, требует, чтобы все позы были прямо четкими, классическими, верх – «балеринский». Потому что это же очень ответственная партия. Ее танцевали самые великие балерины.
Вообще, очень престижно иметь в репертуаре этот спектакль Юрия Григоровича. В нашем театре после «Спартака» это уже его второй балет. И хорошо бы их было как можно больше.
Пригласите зрителей на спектакль.
Мы будем очень ждать наших любимых зрителей на «Щелкунчике». Я думаю, что и взрослых, и детей обязательно порадует этот спектакль – такой долгожданный и всегда такой волшебно-неожиданный. Желаю зрителям насладиться потрясающей музыкой, сказочной историей и красотой танца!
Премьера. Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» в хореографии Юрия Григоровича на Большой сцене НОВАТа – 13, 14, 15 октября, 19–31 декабря.
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».
Билеты – на официальном сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.
До встречи на премьере! НОВАТ