Премьерный показ одноактного балета «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина 20 ноября посвящен дню рождения великой русской балерины Майи Плисецкой. Именно для нее создавали этот спектакль хореограф Альберто Алонсо, композитор Родион Щедрин и художник Борис Мессерер.
В премьере «Кармен-сюиты» 20 ноября партию Кармен, которую блистательно исполняла Плисецкая, на сцене НОВАТа предстоит танцевать прима-балерине нашего театра, заслуженной артистке России Ольге Гришенковой.
Балерина рассказывает о том, как готовится к ответственному спектаклю.
– Вам предстоит выйти в партии, которая была создана для Майи Плисецкой и ее исполняли выдающиеся артистки. С какими чувствами вы ждете эту премьеру?
– Безусловно, с большим волнением, а когда я думаю о том, что день премьеры выпал на день рождения Майи Михайловны, волнение в разы возрастает. Премьера в такой день – вдвойне ответственна. Но есть и предвкушение какого-то особенного события, тем более сейчас, когда осталось всего несколько дней до спектакля.
– Хореография в спектакле для своего времени была новаторской и очень отличалась от классической советской хореографии. Сейчас пластика все еще остается современной, и насколько вам сложно было осваивать ее?
– Конечно, для нашего времени этот хореографический текст уже не кажется таким новаторским, но, тем не менее, он достаточно специфический. Были определенные неудобства в позах – они непривычны, мы привыкли делать все выворотно, а здесь нужно, наоборот, все «завернуть», поначалу это ощущалось как нечто неестественное, бедра и спина болели, пока тело привыкало, но сейчас я чувствую себя в этой хореографии довольно комфортно и уверенно.
– Что самое главное в этом балете для вас?
– Мне кажется, самое главное здесь – это вкладывать смысл в каждое движение, наполнять эмоцией каждый диалог с другими персонажами. Чтобы этот балет прочитывался зрителем, каждый взгляд, каждый поворот головы, каждый жест должен рассказывать какой-то текст. Сюжетная линия, взаимоотношения, накал страсти – все это должно быть выражено в пластике. Когда я репетирую, я как бы проговариваю про себя сюжет: здесь я делаю это, здесь – это.
– Балетмейстер, с которым вы готовите партию Кармен, говорил, что показывал вам много записей спектакля с участием не только Майи Плисецкой, но и других известных балерин. Чья Кармен вам ближе?
– Да, мы много смотрели записей. Я, вообще, когда готовлю новую партию, стараюсь смотреть как можно больше, но никогда не могу сказать, что у какой-то балерины нравится все целиком. Я беру только то, что мне самой подходит, ложится на мою актерскую индивидуальность. Сейчас, конечно, я больше смотрела записей с Майей Михайловной, чтобы уловить ее потрясающую энергетику. Конечно, передать это так же, как она, у меня не получится – ведь у всех разная внутренняя энергия, но что-то для себя я у нее взяла.
– Чем вам интересна эта партия, этот образ?
– Для меня это что-то новое – новый образ, новое содержание. Были немного похожие героини, но все-таки это совсем не то. Героиня дерзкая, независимая, с постоянным вызовом – у меня такого еще не было на сцене и мне самой очень интересно, что у меня получится. Это ведь, действительно, роковая женщина. Естественно, я буду делать все, от меня зависящее, чтобы «обрастить» образ той плотью, которая здесь нужна, но, возможно, потребуется какое-то время, чтобы роль полностью созрела. Знаете, ведь даже когда начинаются репетиции в костюмах – процесс становится более захватывающим и привлекательным. Оркестр, грим, костюм, декорации – все это наполняет, создает образу внешнюю оболочку, и от этого ты заряжаешься.
– Вы готовите премьеру с Виктором Барыкиным, который сам танцевал Хозе в спектакле с Майей Плисецкой. Как складывается работа с ним?
– Очень интересно работать с таким человеком. Виктор Николаевич не только помогает нам освоить хореографию, но и помогает почувствовать атмосферу времени, когда балет создавался и времени, когда он сам танцевал в этом спектакле: он показывает нам фотографии, у него много интересных историй, он рассказывает о работе с Майей Плисецкой, о том, как она делала свою Кармен, и требует, чтобы все это мы применяли к своей работе. Конечно, мы очень стараемся впитать всю информацию, пока есть такая возможность.
– Кто будет вашим партнером?
– Хозе репетировал Роман Полковников, но, к сожалению, он получил травму и поэтому в процесс репетиций резко ворвался Иван Оскорбин. Хотя наше партнерство было внезапным, с ним очень удобно. Иван танцевал в Мариинском театре «Кармен-сюиту», поэтому текст ему знаком.
– Этот спектакль будет интересен зрителям?
– Я думаю, сюжетные спектакли всегда интересны зрителям, а здесь еще и музыка прекрасная и всем знакомая. И вместе с этой музыкой рождаются яркие пластические образы, вспыхивают чувства, страсти – как это может не понравиться, не заинтересовать?
Премьера. Одноактный балет «Кармен-сюита» Ж. Бизе - Р. Щедрина и Дивертисмент с участием заслуженной артистки России Ольги Гришенковой – 20 ноября в 18:00.
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».
Билеты – на нашем сайте, в мобильном приложении и в кассе НОВАТа.
До встречи на премьере! НОВАТ