Интервью

Павел Сорокин: «Щедрин – великий оркестровщик»

17 Ноября 2022

Премьера балетной программы, объединившей одноактный балет Ж. Бизе – Р. Щедрина «Кармен-сюита» и Дивертисмент с участием звезд балетной труппы НОВАТа, состоится уже завтра.

Музыкальный руководитель постановки и дирижер, Заслуженный артист России Павел Сорокин рассказывает о музыке Родиона Щедрина к легендарному спектаклю «Кармен-сюита», созданному в 1967 году для великой русской балерины Майи Плисецкой.

«Кармен-сюита» – это оркестровая транскрипция музыки самой знаменитой оперы Жоржа Бизе «Кармен». Сделал ее ныне живущий классик Родион Щедрин. Как преобразилась под его пером музыка Бизе?

Вы знаете, здесь очень интересная идея. Щедрина ведь некоторые недоброжелатели даже осуждали за эту работу, хотя транскрипция – это не новый жанр в истории музыки. Транскрипция для струнных и ударных нужна была Щедрину, чтобы сделать музыку Бизе более танцевальной и драматичной, а вообще, он взял лучшие музыкальные фрагменты оперы и создал очень насыщенное, драматичное, экспрессивное сочинение. Щедрин – великий оркестровщик, можно сказать, последний великий оркестровщик! У него получилось очень здорово, недаром «Кармен-сюиту» часто исполняют как самостоятельное симфоническое произведение. Мне кажется, многие музыкальные изыски Щедрин создавал не без влияния Геннадия Рождественского, первого дирижера-постановщика этого балета, – чувствуется его стиль.

Как вам работается в этой постановке с нашими музыкантами?

У вас очень сильная струнная группа, у них прекрасный звук, а струнные – основа этого произведения, ударные тоже, но струнные – главные. Благодаря размерам вашей оркестровой ямы мы исполняем это произведение так, как оно задумано – с максимальным количеством струнных, от восьми пультов первых скрипок. Такое можно сделать в концертных залах, ну и в Большом театре, конечно.

Для своего времени это был авангард. Сейчас это все еще современно звучит?

Да, безусловно. Для Щедрина «Кармен-сюита» – знаковое произведение, как и «Конек-Горбунок». «Конек» – это самое начало его творчества, студенческая работа, но благодаря ей состоялось знакомство композитора с Майей Плисецкой, вторым его балетом как раз и была «Кармен-сюита», а после были «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». К сожалению, «Чайка» редко исполняется, а, на мой взгляд, это колоссальное симфоническое произведение, мне оно очень нравится. И постановка была очень интересная – я видел ее в Большом театре с Майей Михайловной. Конечно, для своего времени «Кармен-сюита» была эпатажной, но это просто замечательный спектакль. Мы возобновляли его в Большом театре в 2005 году к юбилею Плисецкой – приезжал Альберто Алонсо, танцевала Светлана Захарова, Майя Михайловна и Родион Константинович сидели в зале прямо за моей спиной – это был просто великолепный вечер.

Премьера. Одноактный балет Ж. Бизе – Р. Щедрина «Кармен-сюита» и Дивертисмент с участием звезд балетной труппы НОВАТа – 18, 19, 20 ноября и 15 декабря. Музыкальный руководитель постановки и дирижер – Заслуженный артист России Павел Сорокин.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты – в театральной кассе, на официальном сайте novat.ru и в мобильном приложении.

До встречи на премьере! НОВАТ