Интервью

Петр Белякин: Говорим «опера» — подразумеваем «Верди»

24 Марта 2016

27 марта на сцене Новосибирского театра оперы и балета (НОВАТ) состоится премьера оперы «Отелло» в концертном исполнении. С дирижером-постановщиком спектакля встретилась Яна Курилович.

НОВАТ: Петр Николаевич, как идёт подготовительная работа?

ПЕТР БЕЛЯКИН: Работа кипит! Уже прошли групповые репетиции с оркестром и с артистами, сейчас мы уже «сводим» спектакль. Это будет не совсем концертное исполнение, скорее ближе к semi-stage — есть мизансцены, взаимоотношения среди солистов и хора. Опера написана в четырех актах, но мы приняли решение делать ее в трех — для удобства слушателей.

Н.: Джузеппе Верди — классика оперного искусства, сложно ли работать с таким материалом?

П. Б.: Сложно по объёму работ, хотя эту оперу любят и музыканты, и певцы. Она, безусловно, по-настоящему фундаментальна и грандиозна. «Отелло» стоит особняком в череде опер XIX века и с точки зрения музыкальной культуры того времени и с точки зрения творчества самого Джузеппе Верди. Как известно, после написания «Аиды» Верди на некоторое время замолчал, а спустя много лет, будучи уже маститым старцем, выпустил две оперы по шекспировским сюжетам — «Отелло» и «Фальстаф». В опере «Отелло» он не только применил, но и развил все современнейшие для того времени композиторские приемы. Истоки веризма, например, тоже кроются в опере «Отелло», полной накала страстей и психологического драматизма. «Отелло» Верди — это весьма новаторское произведение, которое дало импульс к развитию оперы.

Н.: Это не первая постановка «Отелло» на сцене НОВАТа.

П. Б.: На моей памяти предыдущий спектакль ставил Ваагн Багратуни, причем на русском языке. В 90-х годах опера ставилась уже на итальянском. В спектаклях принимали участие Лидия Сизенева, народные артисты России Валерий Егудин, Владимир Урбанович, В Москве спектакль произвел настоящий фурор. Я очень надеюсь, что в скором времени мы поставим «Отелло» в полной сценической версии. Когда мы говорим «опера» — мы подразумеваем «Верди» — это символ оперного искусства.