Интервью

Петр Окунев: «Мы хотели сделать историю в шекспировском духе»

14 Сентября 2022

Открытие 78-го сезона НОВАТа и премьера грандиозной оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» на Большой сцене театра уже завтра!

Свое видение великой русской музыкально-исторической драмы представят новосибирской публике музыкальный руководитель и дирижер постановки Дмитрий Юровский, автор художественной концепции и режиссер-постановщик спектакля Вячеслав Стародубцев и художники-постановщики, представители одной театральной династии Вячеслав Окунев (сценография) и Петр Окунев (костюмы).

О создании костюмов к спектаклю рассказал Петр Окунев, работы которого уже знакомы зрителям НОВАТа. В оперном спектакле «Пиковая дама. Игра» П.И. Чайковского он выступил художником-постановщиком, а к опере Дж. Верди «Фальстаф» создал интересную коллекцию костюмов.

– Вы не так давно работали над постановкой оперы «Царская невеста» вместе с Вячеславом Стародубцевым на Приморской сцене Мариинского театра. Как рождалось сценическое решение нового спектакля и будет ли сходство с предыдущей вашей работой?

– Конечно, эта постановка «Царской невесты» – второе совместное с режиссером Вячеславом Стародубцевым обращение к этому произведению, и, конечно, новый спектакль – это продолжение осмысления этого грандиозного музыкального материала и некоторые костюмы перекликаются с предыдущей нашей постановкой. Но, естественно, это новая сцена и абсолютно новая сценография, переосмысленная. Решение о том, каким будет визуальный образ нового спектакля, мы приняли сообща с режиссером Вячеславом Стародубцевым и с Вячеславом Окуневым – сложно было бы сделать иначе, работая над одним спектаклем вместе с отцом (смеется). Здесь мы хотели сделать историю в шекспировском духе – историю на все времена, вечную. Но в сценическом оформлении довольно много этнографических деталей и общее ощущение русской оперы мы старались сохранить. Русская опера всегда очень изобразительна и отходить от этой исторической эстетики, обусловленной сюжетом, было бы ошибкой. Поэтому наша постановка остается во многом исторической, но при этом переосмысленной.

– В костюмах к спектаклю заметны и восточные, и западные мотивы. Чем обусловлено такое соединение?

– Русская культура, русская эстетика – это сплетение Востока и Запада, и не только в костюме, в орнаментах, но и, к примеру, в архитектуре. В этом ее своеобразие и этим она интересна. Она впитала огромное количество влияний. Поэтому традиционный русский костюм – это всегда соединение восточных и западных традиций, и мы немного это усилили в нашей постановке. А цветовой гаммой спектакля мы хотели все обобщить и, не допуская пестроты, присущей русскому костюму, сделать все более стильным именно в современном понимании. Цвет всегда очень помогает подчеркнуть образ, показать драматизм происходящего на сцене, поэтому более нежные цвета встречаются в костюмах Марфы и Лыкова, опричники и Грязной – в черном, Любаша – в красном и драматичном синем, кровавый – цвет Малюты Скуратова, а золотой – это цвет власти.

– На нашей сцене требуются какие-то особые приемы?

– Ни один другой театр не сравнится с Новосибирским оперным в плане сцены. Сцена, действительно, очень большая и в этом очень серьезная специфика этого театра – все должно выполняться очень крупными мазками, иначе это не будет считываться. Нужно очень постараться, чтобы выделить какие-то нюансы – в таком пространстве все должно быть мощно и глобально.

Премьера. Опера Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» – 15 и 16 сентября на Большой сцене НОВАТа. Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик – художественный руководитель НОВАТа Дмитрий Юровский, автор художественной концепции и режиссер-постановщик – главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев, художник-сценограф – Вячеслав Окунев, художник по костюмам – Петр Окунев.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на нашем официальном сайте, в мобильном приложении и в кассе театра.

До встречи на премьере! НОВАТ