Интервью

«Сказка про Козлика» – мировая премьера детской оперы в НОВАТе

23 Октября 2020

Уже в ближайшее воскресенье в НОВАТе впервые будет представлена опера для детей «Сказка про Козлика». Новосибирский композитор Александр Абраменко создал новую музыкальную сказку специально для детского оперного проекта НОВАТа. Мировая премьера состоится 25 октября, во Всемирный день оперы, который год назад был учреждён организацией Opera Europe.

Накануне премьеры композитор рассказал о том, как родилась новая сказка.

– Я 30 лет проработал в оркестре театра – играл на тромбоне, параллельно окончил консерваторию по классу композиции, учился у Георгия Николаевича Иванова. Делал очень много разных аранжировок для новосибирских исполнителей и различных коллективов, мне даже сложно сказать сколько: наверное, несколько тысяч. За последнее время мне довелось работать для детского оперного проекта НОВАТа: по просьбе главного режиссёра НОВАТа Вячеслава Стародубцева сделать оркестровую редакцию двух опер Цезаря Кюи – «Красная шапочка» и «Кот в сапогах». «Красная шапочка» вообще не исполнялась после революции – более ста лет – вероятно потому, что была посвящена цесаревичу Алексею. Мне было интересно работать с этим материалом, ведь опера была написана для домашнего музицирования, и оркестровой редакции не существовало.

– Пока я работал над детскими операми Кюи, я понял, что опер для детей – таких, чтобы они были интересными, живыми и современными – сегодня почти нет. Так, как Кюи написал «Красную шапочку» и «Кота в сапогах» – чтобы в музыке было развитие, чтобы серьёзно были прописаны партии – для детей практически не пишут. Отчасти именно это обстоятельство и подтолкнуло меня к работе над новым материалом.

– Ещё для госэксзамена по композиции я написал музыку для сказки Самуила Маршака «Про Козла». Получилась совсем короткая музыкальная сказка – около 20 минут, и позже я вернулся к этой истории. Мы с Владимиром Высотиным решили развить действие – сначала дописали пролог и ввели новых персонажей, а потом и вся сказка трансформировалась, герои получили развитие, появилось и новое название: «Сказка про Козлика». Кроме того, появился скомороший хор, что приблизило действо к русскому фольклорному театру, а ещё мы добавили такой ход, как «театр в театре» – у нас волки сами разыгрывают сказку. В общем, мы постарались добавить игры, юмора, динамики.

– Решение о постановке оперы в НОВАТе родилось благодаря случайности – я принёс показать другой детский материал, а «Козлика» прихватил на всякий случай. Могу сказать, что у нас с главным режиссёром НОВАТа Вячеславом Стародубцевым сложилось творческое сотрудничество и взаимопонимание ещё в период работы над операми Кюи. Вячеслав попросил показать клавир, сказка его очень заинтересовала, и он решил, что нужно её ставить. Я взялся доработать материал, мы запланировали премьеру, но из-за пандемии планы пришлось изменить, и сам музыкальный материал в связи с обстоятельствами приходится корректировать.

– Я искренне надеюсь, что наша опера будет интересна маленьким зрителям НОВАТа, они полюбят её и сценическая жизнь «Сказки про Козлика» будет долгой и успешной.