Интервью

Цифровой мир современной оперы – «Фальстаф» в НОВАТе

04 Марта 2020

1 марта новосибирские зрители впервые увидели на сцене НОВАТа оперу Джузеппе Верди «Фальстаф» в постановке главного режиссёра театра Вячеслава Стародубцева. Вячеслав в своих спектаклях всегда стремится сохранить баланс традиций оперной классики и современных театральных технологий и привлекает к постановке самых интересных художников нашего времени, владеющих современным инструментарием. К опере «Фальстаф» видеоконтент разработал Вадим Дуленко, петербургский художник, работающий в направлении проекционной графики и 3D-мэппинга. Вадим воплотил в жизнь видео-декорации к более чем 35 спектаклям театров Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Владивостока, Риги и Астаны, создал видео-оформление массовых и спортивных шоу, фестивалей. Вадим – автор художественных и научных разработок в области проекционных и видео технологий для музейных интерактивных экспозиций и мультимедийных центров, неоднократно выставлялся с видеоинсталляциями в галереях современного искусства и музеях.

Художник рассказал о работе в НОВАТе и новых инструментах, используемых в сценографии современных оперных спектаклей.

– Каждый раз я прилетаю в НОВАТ из Петербурга с большим удовольствием, прекрасно себя здесь чувствую, и работаю над видеоконтентом со всей самоотдачей. У меня сложились очень хорошие отношения с коллективом НОВАТа, тёплые отношения с режиссёром Вячеславом Стародубцевым, с художниками театра, определился наш порядок работы на каждом спектакле, и поэтому весь творческий процесс идёт как должно.

– Существует несколько аспектов, которые заставляют нас прибегать к таким «украшательствам» современного спектакля, как видеопроекция. Современный зритель очень искушён его нужно удивлять всеми возможными способами. От зрителя «наевшегося» всего, что он видит в интернете, в кино и по телевизору во всевозможных шоу уже трудно получить «Вау!» – эффект только благодаря цифровой картинке – даже самой современной.

– Сейчас в театральных постановках приходится прибегать к приёмам и изобразительным средствам, которые затрагивают чуть более глубинную природу самого материала. В данном случае это опера «Фальстаф» – забавная, но при этом достаточно глубокая. Один из персонажей говорит: «Вся жизнь – это шутка». И мы эту шуточку постарались воплотить в оформлении, смешав викторианский стиль и современный. На контрасте этих визуальных рядов мы вызываем у зрителя не просто некоторый интерес к происходящему на сцене, а более глубокие ассоциации: он проецирует себя на героев, воочию видит, как он мог бы существовать в мире Шекспира, или, наоборот, как шекспировские герои существовали бы в современном мире. Используя только традиционные формы добиться этого было бы сложнее – обычных декораций может не хватать, а digital-искусство помогает нам решить эту задачу.

Увидеть, насколько эффектно работает современное цифровое искусство в классической опере, вы сможете уже 6 марта и 12 апреля на премьерных показах оперы Джузеппе Верди «Фальстаф».

Билеты можно приобрести на официальном сайте и в кассе театра.