Премьера оперы Виссариона Шебалина «Укрощение строптивой» на Малой сцене НОВАТа состоится уже на следующей неделе – 23 и 25 октября. Сюжет знаменитой комедии Шекспира на сцену музыкального театра перенес композитор Виссарион Шебалин, а либретто на основе пьесы создал искусствовед и переводчик Абрам Гозенпуд. Режиссером-постановщиком нового спектакля выступит Ирина Гаудасинская, визуальное решение спектакля создает художник Тимур Гуляев – автор декораций и костюмов большинства оперных постановок на Малой сцене. Создатели нового спектакля едины во мнении, что в театре зрителю должно быть интересно и здесь должна быть красота. С этим посылом они и работают над созданием спектакля в классических традициях.
Тимур Гуляев рассказал о сценическом оформлении постановки.
Что же увидят на сцене зрители премьерных показов?
Обсуждая постановку, мы с режиссером Ириной Гаудасинской пришли к согласию в том, что никакого авангарда, никаких радикальных решений у нас не будет, поскольку музыкальный материал этого не требует. Наш спектакль делаем с уклоном в историчность, вдохновляясь атмосферой Италии. Не будоражащей атмосферой венецианского карнавала, не комедией дель арте, а тихими итальянскими улочками, солнечными патио – уютной и домашней Италией. Поэтому и костюмы у нас – это костюмы простых горожан эпохи Возрождения, вполне обычных людей: одни из них – позажиточнее, другие – победнее. Благодаря этому у нас получается весьма разнообразная, но довольно сдержанная по цветовой гамме картина. Мы выбирали такие цвета, как будто мы видим яркие краски в сумерках, когда цвет еще выразителен, но уже слегка приглушен. На мой взгляд, это должно добавить романтического обаяния общей картине.
В спектакле много действующих лиц, есть многолюдные сцены, много динамики. Малая сцена НОВАТа подходит для шекспировских страстей?
Поскольку шекспировские пьесы шли в театрах, где сцена, возможно, была еще меньше, то наша сцена вполне подходит. У Малой сцены есть свои достоинства – наличие «второго этажа», что позволяет разбить пространство на два уровня и дает большую свободу для построения спектакля. Повторюсь, мы хотели создать домашнюю и семейную атмосферу. Такой уютный мир, где живет несколько семей, много народа, все друг друга знают, по-семейному ссорятся и мирятся… Здесь могут подраться, тут же простить друг друга и вместе сесть за большой общий стол. И здесь будут наши «фирменные» театральные яства, но они будут уже более натуралистичными. Не как в «Сказке о мертвой царевне…», где еда была, скорее, музейной, декоративной, а так, чтобы вызывать вполне реальный аппетит.
Есть еще одна ваша «фирменная» тема в этом спектакле. Поскольку есть поединок на шпагах, значит, будет и сценическое оружие, которое, как мы знаем, всегда для вас интересно в работе?
Было бы грешно ставить Шекспира без шпаг, каких-то красивых медных кувшинов, всей этой красноречивой утвари. Кувшины, кстати, мы делаем из меди. Можно было бы и из специального пластика, но по времени это было бы приблизительно также, просто такая работа требует большого опыта и определенных профессиональных навыков. Мы сделали и несколько музыкальных инструментов – серьезное произведение на них не исполнишь, но артисты в перерывах что-то наигрывают.
У вас большой опыт постановок на Малой сцене. Ваши костюмы и декорации всегда очень детально и тщательно исполнены – их можно рассматривать бесконечно. Это определяется особенностями площадки?
Да, конечно. Формат Малой сцены тем и хорош, что можно глазами буквально «потрогать» и костюмы, и предметы бутафории, и реквизит, и даже декорации. В этом спектакле декорации решены нарочито театрально – была задача сделать каменную кладку, но не дворцово-пафосную и не примитивно-пещерную, а такую, как в маленьких старинных городах Италии – со следами времени, как бы прогретую солнцем. Отсюда мягкие, теплые тона, песочная гамма. А учитывая, что скоро к работе подключится талантливый художник Вадим Дуленко и дополнит оформление проекционной графикой, то монохромность и кажущаяся «одинаковость» наших декораций сыграет в пользу визуального решения. В каждом нашем спектакле на Малой сцене есть объект-декорация, который становится в спектакле своего рода артистом. В этом спектакле таким предметом-артистом будет стол. Он собирается из «камней» и в зависимости от картины трансформируется в булыжную мостовую, в детали обстановки дома. В замке Петруччио он превращается в «брутальные» кресла, потом из этих «каменных глыб» можно собрать стену, таверну с несколькими столиками, кровать… В общем, в зависимости от фантазии режиссера-постановщика, этот стол-трансформер в спектакле может стать всем, чем угодно. Моя задача в спектакле – сделать приятный фон для всего, что будет происходить на сцене, костюмы, в которых артистам приятно и удобно работать, в которых они будут смотреться выигрышно, но при этом не вызывающе-броско.
Премьера. В. Шебалин «Укрощение строптивой», опера в 4-х действиях – 23 октября в 17:00, 25 октября в 19:00. Музыкальный руководитель и дирижер – Дмитрий Юровский, режиссер-постановщик – Ирина Гаудасинская, художник-постановщик – Тимур Гуляев, художник по свету – Игорь Якушев, пластическое решение – Ольга Данилова-Павлова, ассистенты режиссера-постановщика – Игорь Бондаренко, Николай Нацыбулин.
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».
Билеты – на нашем официальном сайте, в мобильном приложении и в театральной кассе.
До встречи в Оперном! НОВАТ