Интервью

Валерий Бродский: «Музыка меня завораживала»

10 Декабря 2020

29 ноября отметил 80-летие Валерий Аркадьевич Бродский – директор НГАТОиБ с 1985 по 1992 год, а ныне – помощник генерального директора НОВАТа, активно участвующий в жизни театра. Заслуженный работник культуры Российской Федерации, Валерий Аркадьевич за годы трудовой деятельности занимал высокие руководящие должности в мэрии Новосибирска и администрации Новосибирской области. Накануне юбилея глава министерства культуры РФ Ольга Любимова вручила Валерию Бродскому Благодарность министра культуры, власти города и области также отметили заслуги юбиляра.

В интервью Валерий Аркадьевич рассказал, какую роль в его жизни сыграл Новосибирский государственный театр оперы и балета.

– Расскажите, как Вы пришли в театр?

– Конечно, я никак не ожидал, что однажды судьба приведет меня работать в театр, хотя ещё в подростковом возрасте музыка меня завораживала. Мы жили в частном доме в посёлке Калтан Кемеровской области, у нашего соседа был радиоприёмник, он ставил его на окно и работал в саду. Я мог часами тайком от соседа слушать музыкальные передачи – концерты, радиоспектакли. Потом уже появился свой приёмник, а ещё у нас в доме был патефон и великое множество пластинок разных жанров – опера, эстрада, оперетта, народные песни, симфоническая музыка, и меня всё это очень интересовало. Можно сказать, что музыка окружала меня с детства. Потом я поступил в Томский политехнический институт и после первого курса пришёл в самодеятельность, в студенческий эстрадный оркестр и четыре года играл на контрабасе. Очень хороший был коллектив, мы выступали в разных городах, ездили в Свердловск, в Ленинград… После, когда я уже работал в проектном институте «Гипропласт–химия» – сам организовал там небольшой музыкальный коллектив. Как-то пришёл в райком комсомола района с кларнетом, первый секретарь, увидев меня с инструментом, тут же взял меня в комитет Железнодорожного района, где по долгу службы мне пришлось работать с творческими коллективами, с людьми искусства. Я уже тогда понимал, что это особые люди, одарённые от Бога, и к ним нужно очень бережно и деликатно относиться, и мне всегда очень интересно было встречаться и работать с людьми из культурной сферы. Затем уже в обкоме комсомола я курировал творческую молодёжь, потом работал в агентстве по авторским правам, после – на телевидении главным редактором общественно-политических программ. В это время пришло понимание, что не хватает знаний для работы в этой сфере, нужно учиться, я поступил в Высшую партийную школу на отделение журналистики, после чего работал в обкоме партии и тоже курировал культуру. Так постепенно, шаг за шагом я приближался к театру, куда меня пригласили совершенно неожиданно в 1985 году, причём отозвали из отпуска. Должен заметить, что хорошим подспорьем в дальнейшей работе стали знания, полученные в двухгодичной учёбе на заочном отделении Московского института культуры. Я бесконечно благодарен судьбе, что мне удалось поработать в театре с такими легендарными личностями как Исидор Зак, Борис Грузин, Алексей Людмилин, режиссёр Ваагн Багратуни – человек горячий, темпераментный, Вадим Бударин – главный балетмейстер, Игорь Гриневич – театральный художник от Бога… Не было среди них проходящих фигур – мастера, профессионалы высочайшего уровня, за ними невольно приходилось подтягиваться и благодаря им я набирался опыта.

Время было непростое, театр пришёл, честно сказать, в довольно запущенное состояние. Перед нами встал ряд сложных задач: предстоял первый масштабный ремонт, кроме того нужно было расселить сотрудников из общежития, находившегося непосредственно в здании театра. Когда в ходе ремонта мы заменили все внешние коммуникации, и нужно было приступать к ремонту сцены, возникла большая проблема – нужно было освободить помещения. Творческие коллективы остались без сценической площадки, что, как вы понимаете, было гибельным для труппы. В этих условиях мы приняли отчаянное решение – в концертном зале убрали часть кресел, увеличили сцену, чтобы можно было разместить оркестр и проводить спектакли. В этот момент нам здорово помогли Министерство культуры и местные власти – при их поддержке в этот сложный период мы очень много гастролировали по всей стране – от Сочи до Дальнего Востока, и за рубежом. Это помогло сберечь труппу, сохранить высокий исполнительский уровень. Так и удалось справиться с ремонтом, избежав потерь.

Должен сказать, что и сегодня власти оказывают нашему театру беспрецедентную помощь и поддержку на современном этапе ремонта. Зная изнутри, какое это сложное сооружение, насколько сложна его инфраструктура и какие усилия необходимы, чтобы поддерживать жизнедеятельность на должном уровне, не могу назвать нынешние ремонт и реконструкцию иначе, чем ренессанс театра. Душа радуется, видя, как наш театр с каждым днём преображается и расцветает, как грамотно и толково всё делается. Я уже не говорю о технологическом перевооружении сценического комплекса, об уровне зрительского комфорта…Это просто сказка.

– Какой была Ваша первая встреча с Новосибирским театром оперы и балета?

– В Новосибирск я приехал в 1962 году, после окончания Томского политехнического института. Впечатление от театра было, наверное, таким же, как позже от римского Колизея: сложно было понять, как это здание тогда смогли построить, и представить, каких колоссальных усилий это потребовало. Особенный восторг охватывал в зале. Я тогда был молодым инженером, обычно сидел в ярусе, на верхних рядах, и это огромное пространство, мощь и красота производило сильнейшее впечатление – хотелось оторваться от кресла и парить над залом.

– Руководить большим коллективом всегда сложно, а если говорить о театре, то, вероятно, ещё сложней – люди искусства требуют особого подхода, понимания. Что для Вас было самым сложным в Вашей работе на посту директора одного из ведущих театрально-музыкальных коллективов страны?

– Однажды, когда мы были во Владивостоке с гастролями, я наблюдал за соревнованиями гоночных яхт. Когда я увидел, как яхтсмен откидывается, направляя парус, выравнивая курс, как он отклоняется и почти ложится на воду, я подумал, что работа руководителя в театре сродни этому спорту – приходиться искать баланс, избегать крена, чтобы держать верный курс и оставаться на плаву. С коллективом творческих людей это непросто, но, думаю, мне удавалось справляться и избегать напряжения и конфликтов.

– Что доставляло Вам наибольшее удовольствие в Вашей работе?

– Я проводил в театре почти всё время – с утра и до позднего вечера. В те времена приходилось много общаться с партийными органами, со всеми руководящими структурами, а ведь нужно было смотреть спектакли, видеть все вводы новых солистов, постоянно следить за состоянием здания, работой цехов. Я любил слушать свои любимые фрагменты (а такие есть у меня в каждом оперном и балетном спектакле) у себя в кабинете по внутренней трансляции, это приносило мне большое удовольствие.

– А есть у Вас любимый спектакль?

– «Спартак» Юрия Григоровича. Для меня это эталон высокого искусства на все времена. Но на самом деле мне многое по душе, а из премьер последних лет нравится, как решён балет «Золушка», «Пер Гюнт» – интересный спектакль. Но на самом деле, как я уже сказал, почти в каждом спектакле есть кусочек, который я люблю и готов пересматривать и переслушивать снова и снова.

– Чтобы так много времени посвящать работе, необходим очень надёжный тыл. Расскажите о своей семье?

– Почти шестьдесят лет мы вместе с моей Светланой. Мы познакомились, когда я играл в студенческом оркестре Томского политехнического института. Наш коллектив с агитбригадой плавал на теплоходе по Томи, она была солисткой, там мы и встретились. Так что можно сказать, нас музыка благословила.

– Как юбиляр – юбиляру, что Вы хотите пожелать театру, с которым Вас столько связывает, в год его 75-летия?

– Своё главное пожелание я даже осмелился озвучить при встрече Министру культуры Ольге Борисовне Любимовой. Я очень хочу, чтобы все грандиозные замыслы по ремонту театра были воплощены, чтобы темп развития, набранный при поддержке федеральных властей, областной администрации и мэрии Новосибирска, не снижался. Ведь посмотрите, как преображается театр и окружающее его городское пространство, как оно притягивает к себе Новосибирцев и гостей города. Поэтому главное моё пожелание – чтобы в ближайшие сроки успешно была завершена гигантская работа по ремонту нашего НОВАТа.