Интервью

Вячеслав Окунев о «Царской невесте»: «Эта история не должна быть музейной»

13 Сентября 2022

Совсем недавно – в мае этого года – зрители восхищались потрясающим сценическим оформлением балета «Конек-Горбунок», автором которого выступил народный художник России Вячеслав Окунев, а уже на этой неделе новосибирская публика сможет оценить ещё одну масштабную работу мастера – новую постановку оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» в его декорациях.

Накануне премьеры, которая состоится 15 и 16 сентября на Большой сцене НОВАТа, известный российский театральный художник рассказал о новом спектакле.

Ваши работы визуально завораживают зрителя, но при этом сама фигура художника-сценографа для широкой публики всегда остается за кулисами. Вас это не расстраивает?

Нет, ведь в любом случае зритель на протяжении всего спектакля смотрит на то, что ты придумал – и это компенсирует (смеется). Ты показываешь свою картинку, свой взгляд на произведение – созданный тобою мир.

Вы создаете этот мир совместно с режиссером или предлагаете ему свое видение?

Самый идеальный вариант – это рассказать одну историю вместе с режиссером. Но иногда бывает, что ты предлагаешь свой мир, в который режиссер помещает персонажей. Это происходит всегда по-разному, Даже с одним и тем же режиссером это происходит всегда по-разному. Иногда ты сам придумываешь декоративную историю и среду, а иногда идею предлагает режиссер.

Были ли у вас случаи, когда вы не очень одобряли концепцию режиссера, и вам приходилось подстраиваться?

– Нет, всегда важно договориться – твоя фамилия фигурирует на афише, и ты должен отвечать за свою работу. Всегда находится компромисс между режиссером и художником, ведь мы заранее начинаем большую предварительную работу над проектом, как правило, за год. Мы обмениваемся взглядами по поводу музыки, сюжета, далее обсуждаем то, как это можно сделать интересно сегодня. Ведь сейчас даже достаточно традиционное, казалось бы, оформление, очень отлично от оформления, считавшегося традиционным, например, пятьдесят лет назад. Любой традиционный спектакль сейчас – это очень подробно проработанная и выстроенная декорация, с хорошим кастингом актеров, которые подходят на эти роли. В спектаклях пятидесятилетней давности могли быть живописные декорации, актеры, которые хорошо поют, но не подходят на эти партии по своим физическим данным. Сегодня театр для зрителя, который избалован эстетикой кинематографа, стал более точным. Традиционный реализм стал другим, также, как и авангардный подход – мало кого сейчас можно удивить простым переносом во времени, все равно нужно рассказывать идею. Я много делаю авторских спектаклей, которые не обращаются, предположим, к исторической эпохе, а берут за основу только сюжет, музыку и рассказывают историю в современных реалиях. Но просто переодеть в костюмы, придумать современную среду без опоры на музыку, без идеи, без осмысления проблемы – ничего хорошего не получится. Я считаю, что не бывает подходов плохих или хороших – вопрос только в том, чтобы спектакль был талантливый, придуманный, прочитанный полностью и сработанный всеми создателями.

Сколько вы подготовили спектаклей в Новосибирске?

Я подозреваю, что где-то двадцать.

Это взаимная любовь?

Да, мне очень нравятся большие сцены, потому что есть пространство, отдаленное от зрителей – ты можешь мыслить монументальными категориями.

Сегодня вы готовите премьеру одной из лучших русских опер, которая может украсить сцену любого театра мира. Ваша задача в этой постановке?

Задача – создать хороший спектакль, который будет интересно смотреть и, самое главное, воспринимать зрителю. Чтобы не было ножниц между визуальным рядом и музыкальным, потому что, мне кажется, самое главное в музыкальном театре – это соответствие эмоций, которые есть в музыке, и визуальной среды. «Царская невеста» пользуется популярностью, потому что решена очень крупно: в ней очень сильные характеры и глубоко прописанные конфликты. На уровне мировой литературы редкая опера имеет такое качественное либретто. Я много раз делал «Царскую невесту» – первые версии были совершенно реалистическими, а сейчас хочется найти среду, которая будет историчной с одной стороны, а с другой – это будет мир, соответствующий настроению персонажей в отдельных сценах. Хотелось более условного решения, условных декорационных ходов, не уходящих от истории – мы находимся в той же реальной ситуации, но это взгляд наш обращен как бы со стороны. Под стать легендарной притче, в которой и сюжет, и персонажи – шекспировского масштаба, декорации в «Царской невесте» должны быть достаточно функциональными, но не бытовыми, чтобы эта история не стала музейной.

В основе визуального решения «Царской невесты» – русская икона-складень. Почему возникла такая идея?

Нам хотелось сделать более обобщенный, вневременной визуальный образ спектакля, крупными мазками, без быта – чтобы в итоге получилась такая старинная легенда. Икона-складень всегда содержит целую историю – там есть сюжет, конфликт, кульминация, трагические персонажи и события. На мой взгляд, это тоже своего рода легенда, как и «Царская невеста» – легенда. И хотелось найти единую фактуру, которая стала бы фоном, «печатью времени» для этого материала. На мой взгляд, мы нашли нечто сближающее.

Премьера. Опера Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» – 15 и 16 сентября на Большой сцене НОВАТа. Музыкальный руководитель, дирижер-постановщик – художественный руководитель НОВАТа Дмитрий Юровский, автор художественной концепции, режиссер-постановщик – главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев, художник-сценограф – Вячеслав Окунев, художник по костюмам – Петр Окунев.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на нашем официальном сайте, в мобильном приложении и в кассе театра.

До встречи на премьере! НОВАТ