Интервью

Вячеслав Подъельский: «Главное – честно выполнять свою работу»

31 Декабря 2019

Практически во всех оперных спектаклях НОВАТа и в некоторых балетных занят замечательный большой и талантливый коллектив – хор Новосибирского театра. С 1989 года хором бессменно руководит заслуженный деятель искусств России Вячеслав Вячеславович Подъельский. Накануне новогодних праздников театральное сообщество Новосибирска наградило главного хормейстера НОВАТа профессиональной премией «Парадиз» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства города.

Мы побеседовали с мастером сцены о том, что значит для него Новосибирский театр оперы и балета и хоровой коллектив, который он возглавляет.

Как сложилось, что хоровое искусство стало главным делом Вашей жизни?

–Всё очень просто. Я родился в музыкальной семье – отец был профессором Новосибирской консерватории, заведующим кафедрой народных инструментов, мама всегда пела и музыка всегда была в нашем доме. В 60-е годы в здании театра существовал «Дом работников искусств», при котором была создана капелла мальчиков – довольно хороший коллектив. Мои родители меня туда привели, и я с восьми лет занимался в хоре. Так что если посчитать, сколько лет я связан с Новосибирским театром, то будет не 35-летний юбилей творческой деятельности, а почти 60-летний. Объясню почему: занимаясь в капелле, мы принимали участие в спектаклях театра, как детский хор. Я пел в операх «Кармен», «Богема», других спектаклях. Так что почти вся жизнь в театре. В школе участвовал в художественной самодеятельности, и считалось, что если пою в капелле мальчиков – должен солировать. После окончания школы поступил в музыкальное училище на дирижёрско-хоровое отделение и пел в хоре, поступил в консерваторию – тоже пел в хоре. Пришёл в театр артистом хора, выходил на сцену в спектаклях и одновременно был хормейстером по вводам – занимался индивидуально разучиванием материала с певцами. А ещё в этом декабре 30 лет, как я занимаю должность главного хормейстера в Новосибирском театре. Такова была моя дорога.

Каково значение хора в музыкальном театре, в чём сложности его работы в оперном спектакле?

– Опера – жанр сложный, синтетический: в нём все составляющие одинаково значимы – работа солистов, оркестра, дирижёра… Практически ни одна опера не может быть без хора, а сложность в том, что нужно одновременно профессионально петь, играть – выполнять задачу, поставленную режиссёром, взаимодействовать с партнёрами, двигаться по сцене. Здесь и грим, и костюмы – в этом сложность для артистов хора. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать руководитель такого большого творческого коллектива, как хор театра?

Как в любом коллективе, руководитель, прежде всего, должен быть профессионалом – досконально знать своё дело. Только в таком случае у него будет авторитет, без которого невозможно добиться дисциплины и ответственности. Хор – это сложный организм. Наши артисты – взрослые люди, каждый со своим характером, со своими жизненными обстоятельствами, и нужно знать, чем каждый живёт, чтобы где-то подсказать, где-то помочь. Конечно, необходим индивидуальный подход.

Работа вашего коллектива высоко оценена специалистами. В чём секрет успеха?

– Трудно самому оценивать свою работу – это должны делать слушатели. А в чём секрет? Прежде всего, я просто честно выполняю свою работу. Всегда стараюсь скрупулёзно и методично работать, чтобы получилось высокохудожественно, и так, как требуется в исполняемом сочинении. А больше никаких секретов и нет.

Можете ли вы выделить какую–то работу вашего коллектива, которую считаете самой сложной, самой интересной?

– Я не могу выделить особо какую-то нашу работу. За эти годы было столько перепето – не только оперы, но и оратории и другие сочинения, и всё, за что я брался, было для меня интересно и особенно. Сложности бывают – в основном они в том, чтобы была выдержана стилистика материала. Звук, вокал – не вдаваясь в подробности, скажу, что в европейской опере и русской они должны звучать по-разному, и необходимо, чтобы звучали так, как должны. Поэтому выделять ничего не буду – всё интересно, если делаешь работу профессионально.

Какое место в вашей жизни занимает театр, что он для Вас значит?

– Вся моя творческая жизнь прошла в этом театре, поэтому естественно, театр для меня – это всё, и ничего другого для себя я не мыслю. Это главное, что есть в моей жизни.

Где вы черпаете энергию, что вас вдохновляет, даёт силы?

– Честно признаюсь, сил всё меньше с возрастом. Годы идут, но я бодрюсь, стараюсь делать своё дело на достойном уровне. Я не занимаюсь спортом, а заряжает меня, пожалуй, природа. Особенно летом, на даче, где для мужчины всегда найдётся работа. Летом я там заряжаюсь и физически, и морально, и эта «батарейка» работает потом весь год.

Ваши пожелания зрителям театра.

– Для меня опера – главное дело в жизни. Это самый высокохудожественный жанр – и одновременно довольно сложный, требующий некоторой подготовленности от слушателя. К тому же все оперные спектакли исполняются на языке оригинала, и зрителям нужно одновременно следить за сценическим действием и читать титры. Поэтому моё пожелание, чтобы зрители приходили на оперу и получали от этого искусства удовольствие. Иметь в городе такой роскошный театр и не ходить туда – а я знаю таких людей – на мой взгляд, это значит очень многое упустить.

– Хочу также поздравить всех с наступающим новым годом и пожелать счастья, удачи и всего самого доброго, а нашему театру – процветания, и новых оперных спектаклей.