Знаменитый спектакль МХАТа Горького «Женщины Есенина» уже на следующей неделе будет показан на Большой сцене НОВАТа в рамках гастролей ведущего московского театрального коллектива. Постановка режиссера Галины Полищук о судьбах великого поэта и женщин, с которыми был связан его жизненный и творческий путь, стала театральным феноменом: с момента премьеры состоялось более семидесяти показов на площадках театральных столиц России. И повсюду спектакль идет с неизменными аншлагами.
Накануне вторых новосибирских гастролей «Женщин Есенина» (первые с невероятным успехом прошли в 2022 году на сцене театра «Глобус»), режиссер-постановщик спектакля Галина Полищук рассказывает, как складывается его постпремьерная жизнь.
Расскажите, как прошли эти два года «Женщин Есенина» после премьеры спектакля?
Спектакль вызвал большой зрительский интерес. Более того, публика его полюбила. Я это говорю, основываясь на огромном количестве благодарных отзывов, которые мы получаем после каждого показа, где бы он ни показывался. Спектакль полюбили не только зрители, но и сами актеры, которые готовы играть его по пять, по семь раз подряд, несмотря на колоссальную нагрузку, которая на них в нем ложится. Реакция зрителей, их благодарность стоит всех наших усилий. Мы и сами не можем объяснить, почему такая любовь к этому спектаклю.
Спектакль отметили и в экспертном сообществе?
Да, мы получили театральную премию «Московского комсомольца» как лучший спектакль большой формы, премию за лучшую мужскую роль дали Андрею Вешкурцеву, отмечены премией «Московского комсомольца» работы Екатерины Волковой и Екатерины Стриженовой. Спектакль участвовал в фестивале «Балтийский дом», а в этом году «Женщин Есенина» мы показываем на Санкт-Петербургском культурном форуме.
В каких городах вы показали постановку?
Дело в том, что не каждая площадка нам подходит. Спектаклю требуется довольно большая сцена, поэтому мы играем его только в трех городах: в Москве, Петербурге и Новосибирске.
Можно ли сказать, что «Женщины Есенина» позволили вам сформировать команду единомышленников, которая определяет сегодняшнее лицо МХАТа, вместе с вами как главным режиссером театра?
Да. Более того, если я хочу взять нового человека в команду, я поначалу ввожу его в эту постановку на какую-то небольшую роль, чтобы они поняли принцип работы, увидели, какая отдача требуется от них, как живет коллектив на сцене и за кулисами. Это помогает мне принять решение о том, можно ли брать человека в следующий спектакль. Должна сказать, что при таком количестве показов спектакля требуется постоянная работа, чтобы сохранить его профессиональное качество. Поэтому мы очень часто собираемся с актерами и заново его переразбираем, осмысливаем.
В спектакле только один Есенин – Андрей Вешкурцев. И в этом есть некоторый риск, если учитывать довольно напряженный режим показов спектакля. Не было у вас желания найти еще одного актера на эту роль?
Вы знаете, в драматическом театре это нередкая история, когда только один актер играет какую-то роль. Когда делаешь спектакль, ты ориентируешься на конкретную психофизику конкретного артиста. Создание роли – это всегда совместный труд режиссера и актера. Ты опираешься на душевные качества актера, на его нравственные принципы и, исходя из ваших точек соприкосновения, делаешь роль. Поэтому ввести кого-то практически в чужую душу – это почти невозможно. И при таких вводах страдает, прежде всего, сам спектакль. А в этом спектакле почти все актеры незаменимы, не только Андрей Вешкурцев.
С какими чувствами вы ждете предстоящие показы «Женщин Есенина» на сцене НОВАТа?
И я сама, и актеры ждем этого с волнением, поскольку спектакль драматический, сделан в традициях русского психологического театра, которые не позволяют ни какой-либо концертной, эстрадной подачи, ни каких-то апартов к залу. Спектакль очень партнерский, в таком большом зале, как зал НОВАТа он потребует от актеров большей отдачи, чем на другой площадке.
Мы знаем, что многие зрители ходят на «Женщин Есенина» не по одному разу. Как вы думаете, в чем причина такой зрительской привязанности?
Когда я делаю спектакль, я всегда стараюсь оставить некие зоны для размышлений. Как-то Лев Додин сказал, что в спектакле режиссер не может ответить на все вопросы, но может задать вопросы, на которые хотел бы получить ответы. Это дорогого стоит. Мы старались в нашем спектакле задать много вопросов – и личных, и общественных, и исторических. И очень надеялись, что люди захотят над этим размышлять. Возможно, поэтому зрители приходят на этот спектакль снова и снова – чтобы задать самим себе вопросы и попытаться найти ответы.
Спектакль МХАТа им. М. Горького «Женщины Есенина» – на Большой сцене НОВАТа 22, 23, 24, 25 и 26 ноября.
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».
Билеты – на сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.