Премьерные показы балета «Анюта» состоятся 12, 13 и 14 мая. Вечерние показы 13 и 14 пройдут с участием звезд Большого театра России: в заглавной партии на сцену НОВАТа выйдет прима-балерина Анастасия Сташкевич.
В преддверии премьеры танцовщица поделилась своими мыслями о спектакле.
Расскажите, что для вас «Анюта»?
Для меня «Анюта» – это уже классика. Хореографическая основа – классическая, но точнее было бы отнести «Анюту» к драмбалетам. Эта история очень интересна для балерины.
Как бы вы определили жанр этого балета?
Для меня это трагедия.
Хореограф Владимир Васильев называет «Анюту» «лирико-драматический спектакль с грустной улыбкой», и при всем драматизме сюжета спектакль не оставляет тяжелого ощущения после просмотра. Как бы вы это объяснили?
Я тоже задавала себе этот вопрос, потому что есть спектакли, например, «Жизель», «Ромео и Джульетта», после которых я несколько дней отхожу. От «Анюты» такого нет, хотя несколько раз во время спектакля у меня появляются слезы. Не знаю, чем это объяснить, но, несмотря на довольно грустный сюжет и финал, балет какой-то очень светлый. Может быть, благодаря хореографии, может, костюмы соответствуют, может, музыка. Думаю, все в целом дает такое светлое чувство.
Главная героиня, по-вашему, – хорошая или плохая?
Для меня – хорошая. Я ее всегда оправдываю. Переломный момент для моей Анюты – когда она меняется внутри – это как раз ее свадьба с Модестом, ее обращение к отцу. Всю вину своей героини я перекладываю на папу. Папа отдает ее в эти обстоятельства, папа ее сводит с нелюбимым, а она жертвует собой ради папы, ради братьев. Хотя по книге она в восторге и ожиданиях от того, куда она попадает, но, мне кажется, это просто стечение жизненных обстоятельств, и Анюта не сразу с ними смиряется. Только в какой-то момент на балу ей это все начинает нравиться.
Когда Владимир Викторович ставил балет, то добавил сюжетную линию из другого рассказа Чехова: он ввел некоего персонажа – студента – и его любовную историю с Анютой.
Мне кажется, что именно этот персонаж облагораживает образ главной героини. Эти два адажио Анюты со студентом оставляют в зрительском восприятии очень сильные впечатления, играют важную роль в драматургии спектакля. В первом акте это один из самых ярких моментов. Благодаря этому персонажу зритель сочувствует Анюте. Адажио так поставлено, что ты веришь в их любовь. Потом они расходятся, и, мне кажется, это тоже склоняет зрительские симпатии к персонажу.
Не случайно после бала, где Анюте совершенно сносит голову, ей во сне является именно студент. Вот эти вставки, где она видит студента – на катке, к примеру – мне кажется, тоже показывают положительные черты Анюты.
Сейчас этот спектакль ставится во многих российских театрах. Как вы думаете, чем можно объяснить такой интерес к нему?
Над спектаклем работали в тандеме два человека, они, наверное, очень хорошо понимали друг друга, судя по тому, что мы видим на сцене. В «Анюте» нет ни одного проходного момента. Ни одного! В этом спектакле идет постоянное повествование, постоянное развитие сюжета, даже если это кордебалет, то это подводит к какому-то событию. Это все время какой-то рассказ. А зритель в театр ходит именно за историей, за душевным переживанием.
Как вы думаете, любой человек, даже случайно попавший на спектакль, все поймет?
Да, абсолютно. Поставлено очень музыкально. Постоянные диалоги, постоянные вопросы-ответы на сцене.
Но это довольно сложный спектакль для балерины?
Да, конечно. Наверное, нет ни одного спектакля в моем репертуаре, в котором бы я столько находилась на пуантах. Екатерина Сергеевна Максимова, на которую ставился балет, феерично танцевала на пальцах, блестяще владела пальцевой техникой. Девочки-исполнительницы очень готовятся к этому спектаклю. Это, правда, нелегко. Хотя там нет каких-то сумасшедших пируэтов. Это должно смотреться легко, но в репетиционном зале все повторяется бессчетное количество раз, это стертые пальцы… Но тем не менее это один из моих любимых спектаклей уже очень давно. В моем репертуаре эта роль уже лет десять.
Что вы можете пожелать новосибирским зрителям? Рекомендовали бы вы посетить спектакль своим близким?
Конечно, можно прийти с ребенком лет десяти. Может прийти и взрослый человек, который никогда не был на балете. Он смело может начать свое знакомство с балетной классикой с «Анюты».
Премьерные показы балета «Анюта» В. Гаврилина в хореографии В. Васильева с участием Анастасии Сташкевич – 13 и 14 мая, начало в 18:00.
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».
Билеты – на нашем официальном сайте, в мобильном приложении и в театральной кассе.
До встречи на премьере! НОВАТ