В юбилейном 80-м сезоне на Большую сцену НОВАТа возвращается опера Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин». В год, объявленный в России Пушкинским, свое режиссерское видение произведения двух русских гениев ‒ Пушкина и Чайковского ‒ представляет публике режиссер Владимир Кехман вместе с командой единомышленников.
В новом цикле интервью о предстоящей премьере расскажут создатели спектакля, а открывает его беседа с музыкальным руководителем и дирижером постановки Михаилом Татарниковым.
Михаил Петрович, как нам известно, Петр Ильич Чайковский ‒ композитор, творчество которого вам очень хорошо знакомо и с произведениями которого вам приходилось и приходится много работать. «Евгений Онегин» во главе этого списка?
«Евгений Онегин» красной нитью проходит через все мою биографию, с самого начала моего дирижерского становления. А вообще, могу сказать откровенно, для меня это очень личная история, и мои собственные ощущения по отношению к этому произведению в течение моей жизни меняются, трансформируются. Наверное, каждый находит в «Евгении Онегине» ‒ в тексте Пушкина, в музыке Чайковского ‒ что-то созвучное его личным переживаниям, что-то свое, очень близкое. Помните, как у Пушкина сказано? «Любви все возрасты покорны».
Мы много раз обсуждали с Владимиром Абрамовичем Кехманом эту оперу, приходили разные идеи, и вот сейчас все сложилось.
Михаил Петрович, нам известно, что Владимир Кехман взял за основу определение “лирические сцены”, данное Чайковским своему сочинению, и не стал скрывать, что допускает цитирование легендарных постановок, оммаж известным спектаклям и постановщикам ‒ от Станиславского до Чернякова. Словом, история новой постановки выглядит сейчас очень интригующе.
Понимаете, Чайковский сделал довольно хитрый ход. Я сам до сих пор не уверен, что правильно понимаю, для чего он это сделал. В самом начале работы над материалом пушкинского романа в стихах он дал своему новому сочинению определение “лирические сцены”, что довольно необычно для оперы. И в результате каждый интерпретирует это название так, как хочет. Я могу лишь намекнуть, что будет некая игра со временем при самом бережном отношении к музыке Чайковского. На мой взгляд, задумка Владимира Абрамовича Кехмана очень продуктивна: действие открывается флешбеком, а после развивается сам сюжет оперы. На мой взгляд, это очень интересная идея, немножко сложная по форме, но она тем и интереснее. Более ничего по этому поводу сказать не могу: это тайна. Приходите на премьерные показы и сами все увидите. Надеюсь, вам понравится.
На каком этапе сейчас подготовка премьеры?
Уже многое определено. Одобрен музыкальный материал, созданы в эскизах замечательные, на мой взгляд, костюмы и декорации, прослушаны актеры, проведен кастинг. Конечно, что-то еще будет меняться, как только начнется активный постановочный процесс. Тогда работа бурно развернется, все закипит, а сейчас пока, можно сказать, некоторое затишье, но затишье перед бурей.
Для вас это не первая постановка «Онегина»?
Нет, первая, как я говорил выше, была в латвийской опере с режиссером Андрейсом Жагарсом. В Санкт-Петербурге в Михайловском театре в 2012 году была постановка с режиссером Андрием Жолдаком, в 2014 ‒ спектакль Василия Бархатова. В 2022 году была постановка «Евгения Онегина» в пермском театре, она номинировалась на «Золотую маску». Она мне по сей день очень нравится. Кроме того, я дирижировал темиркановским спектаклем в Мариинском театре.
То есть интерес не погас?
Вы знаете, на некоторое время меня отвлекла от этой оперы «Пиковая дама». Но поскольку я сейчас, скрывать не стану, нахожусь тоже в состоянии влюбленности, то мне «Евгений Онегин» близок как никогда.
Чайковский написал приличное количество опер, балетов. Пять – семь из них регулярно ставятся, но есть и подзабытые постановщиками и публикой. Какие из них самые главные для вас?
Пожалуй, «Евгений Онегин». Более того, я всегда очень аккуратно подхожу к тексту композитора. Стараюсь обращаться с ним очень бережно. Продирижировав огромное количество разных спектаклей с великими певцами и со столь же интересными мне молодыми исполнителями, работая в разных постановках «Евгения Онегина», я настолько владею этим нотным материалом, он так мне близок, что, думаю, я вправе уже немножко пожонглировать внутри, не навредив при этом замыслу композитора. Но сначала нужно было пройти весь этот большой путь погружения в партитуру.
Надо пообщаться со многими исполнителями, постановщиками, с кем-то поругаться, поспорить. То есть ты должен эту партитуру в режиме спектакля много раз видеть перед собой, проживать, обнаруживать какие-то ошибки, которые случаются в репетиционном процессе: разные музыканты в оркестре, один так играет, потом другой играет иначе. И ты открываешь новое. Я имею в виду, ‒ как в моем случае с «Евгением Онегиным», ‒ на том уровне, на каком я сейчас понимаю и чувствую эту оперу, подготовить спектакль просто читая партитуру невозможно. С того момента, как я впервые продирижировал «Евгения Онегина», пошло уже пятнадцать лет, и я дирижировал этой оперой еще очень и очень много раз.
Александр Савин, портал о культуре «CultVitamin»
Ссылка на полный источник
Премьера на Большой сцене НОВАТа. П.И. Чайковский «Евгений Онегин» ‒ 15, 16 и 17 ноября, 13 декабря. Режиссер-постановщик ‒ Владимир Кехман, музыкальный руководитель и дирижер ‒ Михаил Татарников.
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».
Билеты ‒ на нашем сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.