Стороны конфликта: Владимир Кехман, Общественная палата Новосибирской области.
Описание конфликта. Поводом к новому витку конфликта вокруг директора новосибирской оперы стал официальный ответ Владимира Кехмана, который тот дал на призыв Общественной палаты региона, предложившей провести общественные слушания о ситуации дел в театре. Директор театра подготовил такой текст, из которого следовало, что проблем, связанных с ремонтом здания памятника архитектуры, кадровой политикой и с репертуаром в театре не существует. Ни сама Общественная палата, ни инициаторы проведения общественных слушаний даже словом не прокомментировали ответ директора оперы.
Стоит отметить, что за последние пять месяцев позиция общественности, которая не принимает Владимира Кехмана, существенно не изменилась. Она по-прежнему уверена, что директором новосибирского театра оперы и балета должен стать режиссер, за плечами которого по меньшей мере тридцатилетний стаж работы. Часть публики полагает, что Кехман уже убрал из репертуара самые интересные постановки, заменив их ремиксами из постановок Михайловского театра, где он по-прежнему остается художественным руководителем. Она также желает, чтобы при назначении директора учитывалось ее мнение. Но если в апреле недоброжелатели Владимира Кехмана жили ожиданием новых уголовных дел против него, то теперь, когда это не случилось, все с нетерпением ждут его банкротства, чего добивается российский Сбербанк.
Однако в это самое время новосибирский оперный театра наращивает свою активность. Здесь уже прошла акция превью, в ходе которой всемирно известный пианист Денис Мацуев провел два концерта для студентов в неожиданном формате. Новым главным дирижером театра назначен Дмитрий Юровский, который по мировой славе явно превосходит Айнарса Рубикиса. Преемником художественного руководителя балета Игоря Зеленского, летом будущего года переходящего на работу в Баварскую оперу, объявлен Денис Матвиенко, который до этого руководил балетом Национальной оперы Украины. Уже ясно, что к концу года будет закончен долгожданный ремонт здания. Кроме того, обнародован план спектаклей театра до конца марта, из которого стало ясно, что из репертуара исчезло только три наименования, но в течение четырех месяцев будут показаны семь премьер. Например, теперь в Новосибирске будут одновременно показывать балет «Спартак» Хачатуряна в легендарной постановке Юрия Григоровича, а также в версии хореографа Георгия Ковтуна. Похоже, что под руководством Владимира Кехмана новосибирская опера превращается в машину по производству новых спектаклей, которые будут показывать публике ежемесячно.
Комментарии сторон
Ирина Яськевич, музыкальный и театральный критик: Кехман настроил город против себя
Известный музыковед дала следующий комментарий: «Этот театр не умер к тому времени, когда его возглавил Владимир Кехман. У него были проблемы. Может, он был не на взлете, но это был театр с огромными традициями, и он по праву является эмблемой Новосибирска. Кехман работает в публичном месте и должен уметь держать удар, снося нелицеприятные выпады прессы, с которой он просто обязан находить общий язык. Пока те шаги, которые он делает, и его молчание я не могу воспринимать как позицию: вы, мол, пока кричите, а я делом докажу. Он должен находить общий язык с тем культурным пространством, куда он въехал благодаря Министерству культуры. В принципе, сегодня это делать уже поздно, поскольку своим молчанием и при этом резкими движениями он настроил город против себя. Опытный менеджер так бы не поступил».
Владимир Кехман, директор театра: все традиции будут сохранены
Директор театра заявил: «Этот театр начнет новую старую жизнь, скажем так. Все традиции, которые здесь были, будут сохранены, а то новое, что мы хотим сделать, — вы будете свидетелями и участниками этих событий».
Мнения экспертов
Екатерина Кузнецова, руководитель новосибирского бюро Русфонда:
«В последнее время эпитет, который приходит мне на ум, когда слышу „новосибирский оперный“ — многострадальный. С самого начала не была равнодушна к происходившим в театре и вокруг него событиям. Что же до сегодняшнего состояния театра... Я не сторонница резких и категоричных оценок. Понимаю, что не оригинальна, но ведь что бы ни изменилось с приходом Кехмана, театр все равно остается центром искусства — где еще новосибирцы могут увидеть балет или оперу?
Новая политика театра, конечно, напоминает „Мы разрушим до основанья, а затем...“ Разрушения видны, новый директор намеренно избавляется от поставленных до него спектаклей, сделанного до него ремонта. И даже от прежнего названия театра! Новосибирцы вдруг с удивлением узнают о том, что в центре города теперь — НовАТ. И что это такое, как расшифровывается и, главное, зачем? Ответы на эти вопросы не знают даже журналисты, пишущие на тему культуры Новосибирска.
Отдельный вопрос, и, наверное, даже уже не просто хозяйственный и экономический, а политический — новая реконструкция театра. Откуда Владимир Кехман взял деньги на масштабный ремонт? Несомненно, в театр пойдут. Пойдут, привлеченные звездами, на которых делает ставку новый директор. А как еще ему преодолевать необъявленный бойкот? Пойдут, привлеченные жареными новостями о митингах, увольнениях и банкротствах. И это самое неприятное. Что лицом новосибирского Оперного стали именно шумные скандалы, а не уникальные постановки. О чем говорил, без преувеличения, весь мир после концерта в театре Дениса Мацуева? Не о его репертуаре, технике и эмоциях. А о том, что пианист в порыве музыкального экстаза сломал рояль. Раздули сенсацию. И это, как мне кажется, увы, в тренде новой политики НовАТа. Чем еще удивят нас? Кроме заявленных премьер-переносов со сцены Михайловского театра? Поживем — увидим. Я думаю, перемены в нашем театре еще грядут. Все только начинается».
Марина Харитонова, управляющий партнер PR-агентства InMar Relations:
«Не перестаю удивляться, насколько в наших людях силен нигилизм и какая-то даже мазохистская тяга к поиску и раздуванию негатива. Любая инициатива в России, как говорится, наказуема, а любые изменения всегда будут восприняты в штыки. Ситуацию, когда годами просто и тихо ничего не меняется, постепенно переходя в стадию застоя, а потом и разложения, общественность не заметит. Если ты что-то задумал изменить, какими бы ни были твои намерения, готовься к бурному потоку осуждения. Ведь когда конструктивной позиции у оппонентов нет, найти компромисс не получится.
Если бы общественность предлагала конкретные пути развития и решения текущих задач... Но все, что я слышу пока со стороны общественности, сводится к глаголам запретить, остановить, осудить, призвать к ответу, уволить. Общественность готова сходу поверить в самые нелепые факты и не готова принять очевидные изменения к лучшему. Она продолжает жить конфликтом, который уже исчерпал себя, и ориентироваться на сложившийся в тот момент образ вселенского зла. Я пока не вижу признаков катастрофы в театре, это, скорее, похоже на свежий взгляд и современный подход. Не знаю, что получится, но думаю, что стоит подождать и, возможно, приятно удивиться. Так что у оперного сейчас, на мой взгляд, уже путь один: собака лает — караван идет».
Источник: ФедералПресс