Бутафор Тимур Гуляев из новосибирского театра оперы и балета придумал наряжать новогоднюю ёлку персонажами спектаклей — донкихотиками, щелкунчиками и корсариками, которые мастерит сам. «Новосибирские новости» побывали в бутафорном цехе театра и расспросили мастера театральных подделок, из чего он делает бутафорские горы и реки, и стреляет ли сказочное ружьё.
Новосибирский театр оперы и балета хранит немало тайн, о которых даже не догадываются зрители. Перед спектаклями за кулисами тут всё выглядит так, как будто снимают американский блокбастер: всюду лежат мышиные головы из «Щелкунчика», на импровизированных конях восседают тряпичные ноги оловянных солдатиков, а игрушки сами по себе катаются в паровозике. Всё это — бутафория, но со стороны смотрится реально, как настоящее.
Художник-бутафор Тимур Гуляев — человек, который умеет делать всё. Он предлагает нам угоститься «свежеиспечёнными» ватрушками из балета «Красной шапочки». Конечно же, они не настоящие. Но глядя на них, кажется, что они действительно пахнут творогом и сдобой.
«Мне всегда нравилось что-то делать своими руками — моделировать, собирать, рисовать. В детстве я любил делать себе весёлых человечков. Помните, были такие из журнала „Весёлые картинки“? У меня были Буратино, Карандаш, Самоделкин. Я их мастерил из каких-то резинок, теннисных мячиков, а волосы делал из лопнувших воздушных шариков», — рассказывает художник.
Сейчас в бутафорной мастерской Оперного театра вовсю идёт подготовка к новогодним спектаклям и новым постановкам, которые зрители увидят в наступающем году. Своего часа на полке ждут маски, шпаги и доспехи. Скоро достанут сундуки с «Щелкунчиком». А ещё нужно успеть протереть от пыли черепа — эполеты на погоны Людоеду из «Кота в сапогах» и «встряхнуть» горы из «Красной шапочки».
На столе у Тимура Гуляева — эскизы и заготовки к будущему спектаклю «Фальстаф». Судя по рисункам, бутафорам предстоит соорудить почтовый ящик, гитару и стеклянную кружку.
«Некоторые изделия требуют натурализма — поэтому гитару лучше купить настоящую. А вот стекло на сцене мы не используем. Стакан будем придумывать из других материалов. Нужно, чтобы было все лёгкое и одновременно прочное, и выглядело убедительно», — говорит мастер.
В цехе пыхтит духовой шкаф. Местные его называют «духовкой» — там плавят материалы, из которых потом делают маски для балетных артистов. Хотя старый добрый папье-маше тоже никто не отменял. Оно по-прежнему в ходу, как и полсотни театральных лет назад.
«Маску для балетного артиста или скульптуру делать всегда интересно. В отличие от фанерного почтового ящика, это можно назвать произведением искусства. Самой интересной и масштабной работой для меня была „Баядерка“. Там я делал абсолютно все скульптуры, в том числе огромного Будду. Семиметровую статую делали из пенопласта, а потом обклеивали стеклотканью. Сейчас мы, конечно, используем и другие техники. Есть металлическая сетка — из неё можно лепить прямо руками, как оригами», — рассказывает художник.
Пока мы листаем эскизы, Тимур достаёт ружьё из «Кентервильского приведения». Оно тоже хоть и бутафория, но выглядит как настоящее — охотничье. Говорят, что артисты балета, которые использовали его на сцене — даже вынуждены были отказаться от него потом. Оно стреляло так правдоподобно, что им самим было страшно.
«Поскольку, я мальчик, то я люблю мастерить оружие. Всё, что связано с этим, вызывает у меня трепет. В спектакле „Кот в сапогах“ я работал в качестве художника-сценографа, и вот тут я не удержался. Мы придумали три красивые, большие, сказочные шпаги, хотя сцен фехтования в балете нет. Они были сделаны как украшение спектакля. Король их с гордостью потом дарит героям», — делится Тимур Гуляев.
Совсем скоро в Оперном театре нарядят новогоднюю ёлку — точно такую же, как в балете «Щелкунчик». Ёлочными игрушками станут персонажи спектаклей, которые можно было увидеть в театре в течение года — донкихотики, корсарики, коппелии, золушки, петушки. Присмотритесь в их игрушечные лица — возможно, вы узнаете в них знакомых артистов балета. Бутафория, да и только!
nsknews.info, Текст: Наталия Лавриченко, Фото: Мария Аникина