СМИ о нас

Телепорт в детство, или «Приключения Буратино» в НОВАТе

28 Апреля 2023

В зале имени Исидора Зака (Малая сцена) Новосибирского государственного академического театра оперы и балета представили мировую премьеру – оперу «Необыкновенные приключения Буратино».

Удивительно, но за всю историю театра зрителям ни разу не довелось увидеть ни одной постановки известной и любимой сказки Алексея Толстого, которому, к слову, в нынешнем году исполняется 140 лет. Оперный проект осуществил главный режиссёр НОВАТа, имя которого уже прочно связывают с созданием детского репертуара в театре – Вячеслав Стародубцев.

Композитор Андрей Семёнов в соавторстве с поэтом Сергеем Плотовым, создавая оперу, рисковали, поскольку «Буратино» – один из самых популярных спектаклей, который идёт долгие годы на сценах драматических, музыкальных и кукольных театров. И, конечно, пара-тройка поколений выросла на прекрасной экранизации о приключениях деревянного героя, созданной режиссёром Леонидом Нечаевым на музыку Алексея Рыбникова в 1975 году. Тем любопытнее было посетить генеральную репетицию оперы, поскольку автором музыки и дирижёром-постановщиком выступил мастер оперного жанра, ученик Геннадия Гладкова – Андрей Семёнов.

В постановке «Буратино» он выступил в качестве объединяющей силы для всех групп артистов – вокалистов на сцене, оркестрантов на одной стороне балкона и хора на другой. Непростая задача, ведь изначально опера написана для большой сцены, мало того, она уже дважды по разным причинам отменялась на разных площадках страны, а написана была 8 лет назад. Но Бог любит троицу, как говорят: при коррективах, внесённых по причине обязательного показа на Малой сцене, искристая музыка звучит в НОВАТе.

Невероятные костюмы, созданные Еленой Олейник, грамотно продуманные мизансцены, переносящие зрителя на съёмочную киноплощадку, и артисты, среди которых большое и значимое место отведено детскому хору – всё это заставляет сидеть в зале широко раскрыв глаза и невольно ощущать себя ребёнком из своего детства, когда не можешь усидеть на месте и быстро-быстро болтаешь ногами в ожидании чего-то невообразимо чудесного! Добрый и мудрый Папа Карло, особенно его появление в конце спектакля, – явная ассоциация с самым известным плотником в мире. Пьеро – образ, созданный «по мотивам» кумира богемы начала ХХ века Александра Вертинского, правда, голос у Владимира Кучина намного лучше прообраза. Мальвина – девочка не просто с голубыми волосами, но и навязывающая свои правила окружающим: «Чистить зубы, мыть руки!» (так себе качества для будущей жены, но, пожалуй, в этом смысле с Пьеро они нашли друг друга). Карабас-Барабас – самый отрицательный персонаж, абсолютно не раскаивающийся в своих поступках. Он облачён в розово-голубое одеяние, очевидно, чтобы смягчить впечатление у маленьких зрителей. Потрясающая пара преступного мира – Лиса Алиса и Кот Базилио, которые так владеют навыками НЛП, что ты и сам готов отдать им пять, а то и больше золотых монет. Черепаха Тортилла раскрывает вечную тему конфликта внутреннего ощущения возраста и состояния оболочки: «Триста лет – ещё не старость!» Абсолютно отвратный тип – Дуремар – гениально проработанный персонаж, в нём противно всё: внешний вид, использование в партии высокой тесситуры, реквизит (висящие омерзительные пиявки в садке) и, безусловно, его поведение. И, конечно, Буратино. По признанию Вячеслава Стародубцева: «“Буратино” бы не состоялся, если бы не Галина Петкевич!» Соглашусь, так как типаж солистки театра, её вокальные данные, шкодливая и при этом очень добрая энергетика полностью убедительны.

Отдельное внимание захватил детский хор и его гимн современности: «Славься, еда!» (Не путать с хором «Славься!» в «Иване Сусанине» М.И. Глинки.)

Спектакль поделен на два акта протяжённостью около часа каждый. «Ха! – сказал мой внутренний врождённый скепсис. – Для детей – это нереальная продолжительность, не высидят». Но за 10 минут до окончания спектакля (это третий час с антрактом) в напряжённый момент развития сюжета, когда Карабас-Барабас хотел отобрать, а потом и предложил купить за баснословные деньги маленьких кукол у Папы Карло, из зала послышался тоненький детский голосок, принадлежавший ребёнку лет трёх-четырёх, с характерным выговором: «Не нядя, не отдявай! Не отдявай!» Тест длины спектакля пройден.

Отрадно, что репертуар для детей прирастает новыми спектаклями, это несёт огромную социально значимую роль. Знакомство молодого поколения с театром должно строиться на качественных постановках, созданных талантливыми людьми. У оперы есть все шансы стать частью постоянного и востребованного репертуара Малой сцены. В зрительный зал заходило процентов сорок взрослых, остальные – ребятишки, а выходили все детьми.

Оксана Гайгерова, портал о культуре Cultvitamin.
Ссылка на полный источник

Премьера. А. Семёнов «Необыкновенные приключения Буратино» – 20 мая в 13:00 на Малой сцене НОВАТа. Буратино – Галина Петкевич, Пап Карло – Алексей Шаповалов, Пьеро – Владимир Кучин, Мальвина – Кристина Калинина, Сверчок – Юрий Комов, Карабас-Барабас – Андрей Триллер, Лиса Алиса – Ольга Колобова, Кот Базилио – Евгений Козырев, Дуремар – Андрей Денисов, Джузеппе – Андрей Исаков, Арлекин – Андрей Акимов, Черепаха Тортилла – Елизавета Целикова. Дирижер – Петр Белякин.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на нашем официальном сайте, в мобильном приложении и в кассе НОВАТа.

До встречи в НОВАТе!