Опера «Укрощение строптивой» В. Шебалина, премьера 78-го сезона на Малой сцене НОВАТа – весьма редкий и изысканный продукт советской оперной школы – опера без примет советскости. Опера без привкуса соцреализма, зато с сочным ароматом классики.
Такова единственная работа Виссариона Шебалина в оперном жанре. В общероссийском контексте классического музыкального театра у «Укрощения строптивой» реноме музыкального кунштюка, редкой диковины. Ибо ставили её редко. Например, новосибирцы видели её 64 года назад. А в Большом – аж в 1957-м! У «Укрощения строптивой» даже нет полиграфической версии для библиотек музыкальной литературы – она играется с рукописей. Режиссерская составляющая премьерной оперы примечательна: поставила «Укрощение строптивой» Ирина Гаудасинская – один из ярчайших ньюсмейкеров российской музыкальной сцены.
Федеральная пресса наградила её эффектным титулом оперного вундеркинда. В НОВАТе Ирина проявила свою молодость и пассионарность выбором редкого материала и кропотливостью его детализации. Тоже вызов стереотипам!
«Укрощение строптивой» — сов-Ренессанс во всей безмятежной красе, сияющий бликами италийского солнца и сочащийся виноградным соком. В «Укрощении строптивой» нет анахронизмов. Тут практически нет идеологем. В «Укрощении строптивой» нет отрицательных персонажей, зато у всех есть арки характеров. Например, Петруччио не просто трикстер и циничный соискатель богатой невесты. В исполнении Виталия Новикова и Артёма Акимова он проходит путь от условного персонажа «буффонадный циник-хитрец» до лирического героя. И Катарина (София Бачаева/Кристина Калинина) не просто вздорная стерва. И Бьянка (Дарья Шувалова/Диана Белозор) не настолько «белая киса», как кажется в начале (не все йогурты одинаково полезны, не все блондинки – кроткие глупышки).
«Причем, этот психологический твист каждого персонажа тут можно тонко показать вокально-музыкальными средствами, что артисты и делают с большим удовольствием, – подчеркнула Ирина Гаудасинская. – Советская опера – это не какая-то монолитная арт-среда. Тут очень много музыкальных вселенных. В зависимости от того, кто у кого учился и чьи взгляды разделял. Что касается «Укрощения строптивой», то это очень упругое, крепкое произведение Шебалина, в котором очень много оммажей к русской и мировой классике, к классической композиторской школе».
Даже архитектурная среда Малой сцены – сдержанный предвоенный классицизм – и та органично поддерживает эстетику оперы. Совпадение тут почти гурманское – словно дорогая конфета, точно легшая в формованную ячейку подарочной коробки. Костюмный ряд не заморочен избыточной стилизацией и максимально близок к эпохе сюжета. Даже посуда – и та из старой бронзы, изначально сделанная для «Лебединого озера» по эскизам Луизы Спинателли. Не папье-маше, не крашеный полистирол, а предметный историзм – ручная ковка и пайка. Технология – ровесница персонажей.
«В 60-х, когда эта опера обрела сценическую жизнь, была несколько иная детализация Ренессанса – модернизирующая, – пояснила Ирина Гаудасинская. – Мы же с Тимуром Гуляевым (художник-постановщик) подошли к визуализации достаточно старательно. Можно, конечно, сыграть всё это в чёрных водолазках, в минимализме. А смысл? Эпоха яркая, орнаментальная эпоха и жертвовать этой яркостью было бы жаль».
Дмитрий Юровский: «Думаю, эта опера возвращена к зрителю вовремя и проверку временем пройдёт. Ибо она для него, можно сказать, неуязвима».Игорь Смольников, «Континент Сибирь»
Ссылка на полный источник
Премьера. Опера В. Шебалина «Укрощение строптивой» – 27 мая в 18:00 на Малой сцене НОВАТа. В главных партиях – солисты оперной труппы НОВАТа: Кристина Калинина (Катарина), Виталий Новиков (Петруччио), Андрей Триллер (Баптиста Минола), Дарья Шувалова (Бианка), Владимир Кучин (Люченцио), Никита Мухин (Гортензио). Дирижер – Эльдар Нагиев.
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».
Билеты – на официальном сайте novat.nsk.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.
До встречи в Оперном! НОВАТ