СМИ о нас

Укрощение вечной классики

11 Декабря 2022

У каждого человека отношение с вечной классикой — своё, особенное, сокровенное. Но говоря об опере советского композитора Виссариона Шебалина «Укрощение строптивой», в основу которой легла давно ставшая хрестоматийной одноименная комедия Шекспира, всё же первым делом вспоминаешь изумительный фильм-экранизацию Франко Дзеффирелли и более раннюю отечественную экранизацию Сергея Колосова.

О существовании лирико-комической оперы Шебалина выпуском искрометного, ярко-зрелищного спектакля напомнил Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (НОВАТ).

Первое, что бросилось в глаза — в спектакль влилась плеяда молодых исполнителей, наполнивших неугомонную феерию типичной комедии положений энергией невероятно искреннего, поистине беспредельного актерского куража и составивших тот самый удивительно слаженный вокальный ансамбль, без которого представить эту оперу было бы невозможно. Ее динамичная, находящаяся в стремительном развитии музыкальная фактура, заиграв всеми красками жизни, сполна захватила и певцов-актеров, и публику!

У истоков этой постановки стоял ее музыкальный руководитель и дирижер Дмитрий Юровский (художественный руководитель и главный дирижер театра), пригласивший на проект в качестве автора художественной концепции и режиссера-постановщика Ирину Гаудасинскую, продолжательницу известной музыкально-театральной династии. И эта работа стала для нее необычайно важным и ответственным дебютом на профессиональной сцене.

Действие оперы разворачивается в Падуе, и для воссоздания итальянской атмосферы эпохи Ренессанса элементы «колонно-балконного» архитектурного ордера Малого зала, распространяющегося и на саму сцену, достаточно было лишь «подстроить» под антураж живописно-зрелищной театральной оболочки. А ее наполнение действенно оживало за счет продуманных мизансцен и эффектной пластики героев, стилизованных «под эпоху» костюмов и блестящей актерской игры всего ансамбля персонажей – от слуг до господ, от второстепенных участников комедийного действа до главных. И скрупулезная работа режиссера с актерами в этой классической постановке привела к впечатляющим результатам!

Дмитрий Юровский энергично проводит оркестровую линию, рельефно выпукло выстраивает ансамблево-хоровую составляющую спектакля, подавая солистов предельно аттрактивно и персонально заинтересованно.

В силу этого отклик солистов на персональную дирижерскую заинтересованность ждать себя не заставляет. Какие изумительные в этом спектакле слуги! Это Грумио (Роман Верещагин) и Кэртис (Юрий Комов), слуги Петруччио, хитроумного «укротителя» строптивой Катарины. Это и Бионделло (Евгений Козырев), слуга Баптисты Минолы, отца Катарины. По той же категории персонажей проходит и эпизодическая роль Портного (Виктор Дитенбир).

Пару гротесково-комичных типажей, которых угораздило влюбиться в младшую дочь Баптисты Бианку (сестру Катарины), великолепно воплотили Владимир Кучин (Люченцио, в пользу которого делает свой выбор Бианка) и Константин Буинов (потерпевший фиаско на «фронте любви» Гортензио). В заведомо возрастной (практически харáктерной) партии Баптисты весьма органично показал себя Алексей Лаушкин, а Артём Акимов в партии Петруччио в этот вечер затмил всех и вся поистине феноменальной харизматичностью, потрясающей раскованностью и недюжинным куражом сценического поведения.

О таких артистах с восхищением сразу же говорят, что они — просто кровь с молоком! И вправду, с сáмого первого своего выхода этот Петруччио огненным вихрем ворвался в постановку. С появлением персонажа такого актерского масштаба и такого жизнеутверждающего потенциала в успехе его сюжетного предназначения по укрощению главной героини можно было уже нисколько не сомневаться. Партия Петруччио поручена лирическому баритону, и на вокальную ниву Артёма Акимова она легла просто идеально: в его бархатистых интонациях, порой едва ли не сближавшихся с теноровой вокальной фактурой, поступали бесшабашно хитрая удаль, тонкий расчет и исподволь раскрывавшаяся по ходу спектакля любовная страстность…

Кристина Калинина в партии Катарины составила со своим «укротителем» достойный, в целом, ансамбль, однако из-за недостатка вокального драматизма той степени глубины и артистической эффектности, что предъявил образ Петруччио, достичь не смогла. Напротив, Диана Белозор в партии Бианки, певица ярко выраженного лирического амплуа, оказалась идеально точным попаданием в десятку второго по значимости женского образа. И на этом мажоре, что венчает и саму комедию, теперь уже можно поставить оптимистичную точку!
Игорь Корябин, Иван Федоров, Belcanto.ru

Игорь Корябин, Иван Фёдоров специально для Belcanto.ru
Ссылка на полный источник

Следующие премьерные показы оперы «Укрощение строптивой» состоится на Малой сцене НОВАТа 14 декабря и 14 февраля. В ближайшем спектакле партию Петруччио исполнит Артем Акимов, Катарина – Кристина Калинина, Бианка – Дарья Шувалова, Баптиста Минола – Андрей Триллер, Люченцио – Андрей Денисов, Гортензио – Никита Мухин. Дирижёр – Эльдар Нагиев.

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты – на нашем официальном сайте, в мобильном приложении и в театральной кассе.

Ждем вас в НОВАТе!