В предстоящем сезоне новосибирцам и гостям нашего города представится уникальная возможность услышать один из прекраснейших голосов современности – меццо-сопрано Оксаны Волковой. Заслуженная артистка Республики Беларусь, примадонна Большого театра Беларуси сегодня широко известна в мировом оперном пространстве, выступает на самых престижных площадках – в Большом театре России, в Метрополитен-опере Нью-Йорка, в Опере Ниццы, в Большом театре Женевы, в театре «Колон» (Буэнос-Айрес), в театре Сан-Карло (Неаполь), в Гамбургской национальной опере, на Зальцбургском фестивале, в Парижской национальной опере. Каждое ее выступление сопровождается хвалебными отзывами критиков и журналистов, в прессе ее нередко называют золотым голосом Беларуси.
Оксана Волкова безупречна в создании образов страстных и сильных женщин, наделенных глубокими драматическими чувствами. Выразительная внешность и артистизм сделали визитной карточкой певицы партию Кармен. Именно в этой партии оперная дива впервые выйдет на Большую сцену НОВАТа 29 июля в знаменитой опере Ж. Бизе «Кармен».
Мы побеседовали с певицей, задав ей несколько вопросов. Предлагаем запись этой беседы.
– Расскажите, в каком возрасте ваш певческий талант был открыт? Кто повлиял на ваш профессиональный выбор и кто «отшлифовал» бриллиант белорусской оперы?
– Пела я с самого раннего детства, подражая эстрадным дивам советского времени. Завернувшись в простыню, встав на табуретку с импровизированным микрофоном, я уверенно заводила «Аист на крыше» и «Айсберг в океане». Моя память хранила все хиты «Песни года», которые я с нескрываемым удовольствием изображала в детском саду перед тихим часом. Дети с воспитателями и были моими первыми зрителями, по совету которых мама отдала меня в музыкальную школу. Учеба была наслаждением. Я поняла, что будущую профессию нужно выбирать исходя из удовольствия. Театр, музыка, занятия на фортепиано – это как раз то, что занимало минимум усилий и приносило максимум кайфа. Для отвода родительских глаз, закончив школу с медалью, я готовилась в серьезный вуз, но втихаря вынашивала коварный план поступления в консерваторию, экзамены в которую начинались раньше. Никто не ожидал, что меня примут, это был сюрприз, но никто с этим поделать уже ничего не мог. Мне повезло сделать правильный выбор в очень молодом возрасте.
– Расскажите об артистах, музыкантах, ставших вашими ориентирами в профессии.
– В школьные годы я попала на спектакль минского театра оперетты «Принцесса цирка» и просто влюбилась в театр. Оперетта была моим первым увлечением: красивая музыка, прекрасные женщины в роскошных платьях, благородные мужчины, атмосфера праздника. Я выучила сама пару клавиров оперетт и пела за всех сразу. К опере пришла значительно позже, когда готовилась к поступлению, и голос сопрано, востребованный в опереттах, не был обнаружен. Первая учительница Валентина Садовская и впоследствии Лидия Галушкина сформировали меня как певицу на начальном этапе. С течением большей вовлеченности в оперный жанр я вдохновлялась самыми яркими звездами, преимущественно из России, которые смогли покорить мир. Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Мария Гулегина, Елена Образцова, Ирина Архипова, Тамара Синявская и другие. Могла ли я представить себе, что получу первый приз конкурса Глинки из рук Ирины Константиновны? Что буду петь в одних спектаклях с Анной, Дмитрием и Еленой Васильевной? Конечно же нет. Но в моем случае оказалось, что если мечтать и много работать, то возможно все!
– Вспомните, пожалуйста, свое выступление, когда вы в первый раз почувствовали власть над публикой, энергетическую отдачу зрительного зала?
– Первое осознанное воздействие на людей, сидящих в зале, я ощутила на одном из концертов в Академии музыки. Я пела ноктюрн Арно Бабаджаняна в то время, когда моя любимая учительница уже почти не видела. И все в зале поняли, что я пою для нее. Когда я закончила, буквально все в зале вытирали слезы.
– Вы востребованы сейчас не только в Беларуси, но и в России, в Европе. Расскажите о ваших самых интересных проектах – и состоявшихся, и предстоящих. Работа с кем из дирижеров, режиссеров, певцов вам особенно заполнилась?
– Мне посчастливилось работать со многими самыми талантливыми постановщиками сегодняшнего времени. Каждый из них уникален в своем стиле, подаче и способах воздействия. Я делала «Онегина», «Садко» и «Войну и мир» с Дмитрием Черняковым, «Бориса Годунова» с Барри Коски, «Леди Макбет Мценского уезда» с Кшиштофом Варликовским и Грэмом Виком, «Пиковую даму» с Хансом Нойенфельсом. Я работала с Марисом Янсонсом, Владимиром Юровским, Кириллом Петренко, Валерием Гергиевым, Туганом Сохиевым, Константином Орбеляном и многими другими выдающимися музыкантами. Каждый из них уникален, и огромное счастье с ними соприкасаться. Очень запомнились выступления в Пекине в операх «Самсон и Далила» и «Кармен». Меня поразило то, что у них нет выходных, и их никто и не просил, кроме нас, приглашенных артистов. Эта просто поразительная работоспособность китайских коллег нас очень впечатляла, но не вдохновляла. Обожаю израильскую оперу, там находишься, как дома, практически все говорят по-русски: и в театре, и в городе, и в магазинах. Меня приглашали трижды: на «Риголетто», «Силу судьбы» и «Аиду». Но я не ностальгирую по прошлому, а всегда планирую наперед и готовлюсь к новому. В следующем сезоне я буду исполнять Амнерис в «Аиде» в Зальцбурге, и сегодня я живу этой новой постановкой.
– Партия Кармен, которую вы исполните, – знаковая для каждой певицы меццо-сопрано. Расскажите о своем пути к этой роли, о вашем видении образа. Чем вам близка Кармен и что, возможно, пришлось преодолевать в себе при работе над партией?
– Кармен впервые я спела в Минске, в довольно молодом возрасте. Французская музыка мне очень близка, ее петь – сплошное наслаждение. Кармен я исполнила более чем в двадцати постановках. Самые запоминающиеся были в Зальцбурге, где Кармен была предводителем наркокурьеров, в Индианаполисе – дивой а-ля Мерлин Монро с живой собачкой, в Риге – загорелой хулиганкой с Кубы. Очень запоминающейся и для меня дорогой была постановка Дэвида Паунтни в Большом театре России. Но характер Кармен всегда одинаковый. Сильная, свободолюбивая, смелая, идущая на смерть с высоко поднятой головой. Она не способна любить в традиционном смысле этого слова, но способна влюблять в себя до безумия, оставаться незабываемой и роковой для тех, кто ее полюбил. Кармен стала символом свободы и роковой страсти, выбора жить или умереть. Исполнять эту партию мечтают все певицы: и меццо, и сопрано, и актрисы драматических театров, потому что образ вошел в историю и выдерживает различные интерпретации, как традиционные, так и ультрасовременные.
– Ваша главная «профессиональная мечта» уже сбылась? Или есть какая-то партия, которую вы страстно хотели бы исполнить, но пока не спели?
– У меня есть несколько ролей, о которых я продолжаю мечтать. Я очень хочу спеть Шарлотту в «Вертере» и Принцессу де Буйон в «Адриане Лекуврер». Не знаю, реально ли еще, но в списке мечт и Джейн Сеймур в «Анне Болейн», и многие белькантовые партии, на которые меня почему-то не зовут. Но мечтать же не вредно!
– Ваши пожелания сибирякам, которые придут на спектакль с вашим участием.
– Я желаю всем сибирякам, которые придут на спектакль, прожить вместе с нами эту историю, получить незабываемые эмоции и впечатления. Ведь музыка Бизе уже много лет не сходит с подмостков театров, потому что она, как и Кармен, жгучая, как солнце Испании, страстная, как сама любовь, и любимая во всем мире!
Вместе с белорусской звездой в спектакле примут участие мастера оперной труппы НОВАТа и яркие молодые солисты: Михаил Пирогов (Хозе), Юлия Шагдурова (Микаэла), Павел Анциферов (Эскамильо). Дирижер – Евгений Волынский.
Марина Иванова, Cultvitamin
Ссылка на полный источник
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».
Билеты – на нашем официальном сайте, в мобильном приложении и в кассе театра.