Пресс-релизы

Первая оперная премьера сезона посвящается памяти Всеволода Мейерхольда

06 Октября 2016

Первой оперной премьерой 72-го сезона станет спектакль «Пиковая дама. Игра». Над оперой Петра Ильича Чайковского работают музыкальный руководитель и дирижер Дмитрий Юровский и режиссер-постановщик Вячеслав Стародубцев. Спектакль, решенный в стилистике итальянского театра масок, посвящается памяти Всеволода Мейерхольда.

«”Пиковую даму” многие представляют как историю, которая разворачивается в депрессивном, сером Петербурге. Но это в корне не так, – рассказал Вячеслав Стародубцев. – Для написания оперы Чайковский специально поехал во Флоренцию, чтобы вдохновиться красотой города Данте и Микеланджело».

Все персонажи спектакля, по задумке его авторов, имеют игровое альтер эго в карточной колоде. «Каждому солисту и артисту хора соответствует карта той или иной масти и достоинства. Но главный герой оперы Герман стоит в спектакле особняком. «У него нет ни порядкового номера, ни масти, — отмечает Вячеслав Стародубцев. — Музыка Чайковского сделала из Германа, скорее, героя Достоевского, нежели Пушкина. Мне показалось правильным противопоставить его, обычного человека без игрового статуса, всему остальному миру азарта».

Спектакль посвящается памяти Всеволода Мейерхольда, и это не случайно. Постановщики учитывают условия игры, которые диктует масштаб грандиозного театрального зала. «Мы много работаем над действенной актерской интонацией, но не можем руководствоваться только приемами психологического театра, — говорит режиссер. — Их порою не заметно уже в первом ряду, не говоря уже про амфитеатр и ярус, и тут на помощь приходит биомеханика Мейерхольда, который увлекался итальянским народным театром, где важную роль играет выразительность телодвижения, позы и жеста».

Специально для спектакля готовится уникальный буклет, в работе над которым принимают участие государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского в Клину и музей Михайловского театра, на сцене которого состоялась премьера «Пиковой дамы» в постановке Всеволода Мейерхольда в 1935 году.

Музыкальный руководитель и дирижер – Дмитрий Юровский. Автор художественной концепции, режиссер-постановщик – Вячеслав Стародубцев. Художник-постановщик – Петр Окунев. Художник по костюмам – Жанна Усачева. Художник по свету – Алексей Тарасов. Хормейстер-постановщик – Вячеслав Подъельский. Видео – Вадим Дуленко. Пластическое решение – Артур Ощепков.

В постановке заняты: Герман – заслуженный артист России Олег Видеман, Михаил Агафонов, Роман Завадский. Лиза – Ирина Чурилова, Ольга Колобова, Ирина Новикова, Юлия Шагдурова. Графиня – заслуженная артистка России Ольга Обухова, Светлана Токарева. Томский – Максим Аниськин, Алексей Зеленков. Елецкий – Павел Янковский, Валерий Гордеев.

Предстоящая премьера станет пятой постановкой оперы Чайковского на новосибирской сцене. Впервые спектакль был поставлен в 1946 году дирижером Исидором Заком, режиссером Наумом Фридом. Знаменитая, вызвавшая много дискуссий, так называемая «черно-белая» «Пиковая дама» появилась в Новосибирске в 1964 году (дирижер Михаил Бухбиндер, режиссер Эмиль Пасынков, художник Валерий Доррер). Именно в этом спектакле в партии Германа дебютировал студент IV курса новосибирской консерватории, впоследствии народный артист СССР, Валерий Егудин, а в партии Графини блистательно выступала одна из самых выдающихся отечественных меццо-сопрано, народная артистка СССР Лидия Мясникова. Постановка 1969 года режиссера Эмиля Пасынкова стала долгожителем на новосибирской сцене и просуществовала до конца 90-х годов. Предшествовала версии 2016 года «Пиковая дама» 2005 года режиссера Алексея Степанюка.