Французский балетный танцор и балетмейстер, последователь реформ Жан-Жоржа Новерра, считается создателем жанра комедийного балета.
Жан Доберваль (урожденный Жан Берше д’Оберваль) родился в 1742 семье актера театра, так что с раннего детства его готовили к сцене. Будучи ещё молодым, начинающим танцором, в возрасте 18 лет Жан Доберваль отправился в Турин, где впервые попробовал себя как балетмейстер, поставив там несколько пантомимных спектаклей, в том числе «Триумф Вакха во Фракии» в 1759. Затем уехал в Лион, где познакомился с выдающимся балетмейстером, создателем жанра балетного спектакля Жаном-Жоржем Новерром. Он увлекся идеями Новерра, начал их разрабатывать дальше, стал его учеником и принимал участие в его постановках.
В 1761 Доберваль дебютировал уже на сцене Парижской Академии (ныне – Парижская Опера), где сразу снискал известность благодаря своим уникальным пантомимическим танцевальным способностям.
В 1762 и 1764 француз выступал в Штутгарте. В 1773 был назначен помощником балетмейстера Парижской Академии, а в 1781 возглавил (вместе с Максимилианом Гарделем) балетную труппу Академии. В 1783, уйдя с поста директора балетной труппы, Доберваль совсем уволился из Парижской оперы и уехал в Испанию, скитался по европейским театрам – судьба на какое-то время занесла его и в Лондон, где он поставил на сцене Королевского театра балет «Дезертир» на музыку и сюжет очень модной в то время одноимённой оперы, однако скоро перебрался в Бордо. С 1785 по 1791 Доберваль работал в Большом театре Бордо. Именно там полностью раскрылся его талант как балетмейстера и создателя жанра комедийного балета.
В его творчестве воплотились демократические тенденции искусства периода Просвещения и Великой французской революции, впервые в его балетах героями стали люди из народа. Доберваль развивал принципы выразительного, действенного танца, подчиняя все танцевальные средства единому замыслу. В своих постановках балетмейстер стремился к соединению танца с пантомимой, использовал народные танцы.
Среди его постановок «Триумф Вакха во Фракии» (1759), «Счастливая встреча, или Королева Голконды» (1785), «Изменчивый паж» (по «Свадьбе Фигаро» Бомарше, 1787), «Деревенское приключение» (1787), «Тщетная предосторожность» (1789), «Момус победил» (1789), «Телемах на острове Калипсо» (1797) и другие.
Учениками Доберваля были такие известные танцовщики и балетмейстеры, как Карло Блазис, Шарль Луи Дидло, которого иногда называют «отцом русского балета» и Сальваторе Вигано, подарившего танцевальную драму Италии.
Умер Жан Доберваль 14 февраля 1806 в Туре (Франция).