Приглашенные постановщики

Асаф Мессерер

(1903-1992)

Артист, балетмейстер и педагог. Занятия балетом начал в частной студии в шестнадцатилетнем возрасте. Большое значение в творческой судьбе Асафа Мессерера сыграл известный балетмейстер Александр Горский, преподававший в студии. По его совету в 1919-21 выдержал экзамен в Московское хореографическое училище, где продолжил учиться у Горского. По окончании училища Мессерер был принят в труппу Большого театра, до 1954 – ведущий солист труппы. Мессерер значительно обогатил технику мужского танца. В его репертуар входили романтические, лирико-комедийные, героические, характерные и гротесковые партии классического и современного репертуара: Колен, Зигфрид, Базиль, Петрушка, Филипп («Пламя Парижа», за исполнение этой партии удостоен Государственной премии СССР), Божок и Жонглер («Красный мак»), Фанатик («Саламбо») и многие другие. Среди лучших работ Мессерера также знаменитый концертный номер «Футболист» (собственная постановка на музыку А. Цфасмана). С 1925 выступает как балетмейстер. Среди собственных постановок балеты «Фея кукол» (1925, совм. с Е. Долинской, спектакль Московского хореографического училища), «Тщетная предосторожность» (1930, Большой театр, на сцене Экспериментального театра, совм. с И. Моисеевым), «Спящая красавица» (1936, Большой театр, совм. с А. Чекрыгиным и Б. Мордвиновым; 1952, там же, совм. с М. Габовичем), «Лебединое озеро» (1937 новая пост. 4-го акта, 1951 общая редакция, Большой театр), «На берегу моря» Юзелюнаса (1953, Вильнюсский театр, совм. с В. Гривицкасом), «Коппелия» (1974, Театр Вельки, Варшава). Одним из выдающихся произведений Асафа Мессерера называют одноактный балет «Класс-концерт», в котором он художественно обобщил принципы русской школы классического танца (1960, Моск. хореографич. училище; 1963, Большой театр; 1961, Брюссель; 1972, Душанбе; 1973, Киев). Создал ряд известных концертных номеров. Лауреат Государственных премий СССР (1941, 1947), Народный артист СССР (1976).