Новости

К юбилею театра: начало творческого пути

13 Апреля 2020

Мы продолжаем наш рассказ об истории НОВАТа. В 1942 году, в разгар венных действий на территории страны, правительство принимает решение о достройке здания музыкального театра в Новосибирске и уже в 1943 году основные строительные и монтажные работы завершены. В феврале 1944 года здание введено в эксплуатацию, на весну 1945 года назначено открытие театра.

Наступил момент формирования творческого коллектива. Идёт война, а новому театру требуются певцы и танцовщики, музыканты, режиссёры, дирижёры, художники, балетмейстеры, инженеры, а кроме того, специалисты театральных профессий. Из Горького приехал дирижёр Исидор Зак, режиссёр Наум Фрид прибыл из Москвы, из Большого театра, балетмейстер Михаил Моисеев – из Еревана. Музыкантов и солистов оперы приглашали со всех концов СССР, некоторые артисты пришли в труппу из коллектива Сибирской государственной оперы, а в хор и кордебалет было решено принимать любителей.

9 апреля 1944 года Председателем Совнаркома РСФСР А.Н. Косыгиным было подписано распоряжение о выделении Новосибирскому театру из резервного фонда Совнаркома одного миллиона рублей.

В феврале в газете «Советская Сибирь» появилось объявление о приёме в балетную студию детей в возрасте 8-11 лет и взрослых до 20 лет. Желающих оказалось очень много, и поступающие проходили серьёзный конкурсный отбор. И уже 1 апреля 1944 года балетная студия при Новосибирском театре под руководством солиста балета Дмитрия Кирсанова начала работу.

В марте в той же «Советской Сибири» дирекция театра объявила о наборе в оперно-хоровую студию: «Принимаются лица обоего пола от 18 до 35 лет. Обучение бесплатное, без отрыва от производства».

Спустя несколько месяцев свыше 50 человек пришли в труппу театра из балетной студии и 80 – из хоровой. В хоре театра тогда было 120 человек, лишь 20 из них имели профессиональную подготовку, возглавил хоровой коллектив молодой Евгений Горбенко, также обучал молодых артистов хора опытный хормейстер Александр Лагерквист.

Поступление в труппу театра считалось единственной веской причиной ухода с производства, а Совет Народных Комиссаров принял решение о выделении специальных пайков для сотрудников нового театра.

Кадры требовались и производственным цехам театра. Большинство пришедших сюда молодых людей не знало специфики театрального производства, обучение шло в процессе работы, и в каждом из цехов числилось по два-три ученика. Всего же к открытию театра в производственных цехах насчитывалось 339 человек.

Уже в декабре 1944 года театр приступил к подготовке первых спектаклей. Было принято решение открыть театр исполнением оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин» и назначена дата – 12 мая 1945 года.

Для оперы «Иван Сусанин» понадобилось 17 живописных занавесов, каждый площадью в 360 м2, бутафории около 600 различных предметов, в гримёрно-парикмахерском цехе для первых трёх спектаклей было изготовлено более 600 париков, в сапожно-обувном – более 1000 пар обуви, потребовались тысячи квадратных метров холста, тюля, тонны сухих красок и столярного клея, сотни кубометров досок и круглого леса. Таковы были масштабы начатой новой театральной жизни.

Одну из последних генеральных репетиций перед премьерой намечалось провести утром 9 мая. Репетиция началась, когда стало известно о капитуляции Германии, о Победе. Утром артисты исполнили всю оперу с необычайным подъёмом, вечернюю репетицию отменили.

Даже сейчас, спустя 75 лет, мы с волнением и гордостью вспоминаем эти события: Победа и открытие театра, строительство которого шло во время кровопролитнейшей войны, а тогда всю страну захватила атмосфера всеобщего ликования. В Новосибирске центром празднования стала площадь перед Театром оперы и балета – символом несгибаемого духа советских людей и непоколебимой веры в Победу.

12 мая огромный величественный зрительный зал Новосибирского театра оперы и балета встретил своих первых зрителей. Бархат кулис, грандиозный живописный плафон, изящные росписи, белоснежные статуи античных богов, сверкающая хрусталём роскошная люстра – всё это создавало торжественную и праздничную атмосферу.

За дирижёрским пультом стоял молодой Исидор Зак, партию Сусанина пел бас Вениамин Арканов. Очевидец первого спектакля писал: «Первые зрители, до отказа заполнившие зал, были по-особенному наэлектризованы… Когда оркестр и хор грянули могучее: «Славься, славься, родная земля!» все поднялись в едином порыве… И тот, кому посчастливилось присутствовать на этом необыкновенном спектакле, никогда не забудет своих впечатлений».

Газета «Правда» 13 мая 1945 года писала: «Открытие театра превратилось в радостный праздник трудящихся всей Сибири. Для участия в этом торжестве прибыли представители общественных организаций Иркутска, Барнаула, Кемерово, Омска и других городов».

Газета «Известия» отметила, что в жизни советского искусства – это выдающийся день. Отныне Новосибирск становится центром музыкальной культуры Сибири и Дальнего Востока».

К юбилею театра: начало творческого пути - НОВАТ - фото №1
К юбилею театра: начало творческого пути - НОВАТ - фото №2
К юбилею театра: начало творческого пути - НОВАТ - фото №3
К юбилею театра: начало творческого пути - НОВАТ - фото №4
К юбилею театра: начало творческого пути - НОВАТ - фото №5
К юбилею театра: начало творческого пути - НОВАТ - фото №6