14, 15 и 17 мая в НОВАТе состоится премьера балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро». Постановку осуществляет Михаил Мессерер - признанный во всём мире мастер реконструкции русской балетной классики XX века.
Балетмейстер возрождает на сибирской сцене знаменитый спектакль Большого театра 1956 года с хореографией Александра Горского и Асафа Мессерера, которую называют «старомосковской». В начале XX века Александр Горский (в прошлом – солист Мариинского театра), представил на сцене Большого театра свою редакцию «Лебединого озера», опираясь на гениальную хореографию М. Петипа и Л. Иванова. В 30-е годы эту версию отредактировал Асаф Мессерер, и в 1956 он заново выпустил спектакль. Именно эта легендарная постановка стала визитной карточкой и «послом» советского хореографического искусства – в 1956 году состоялись исторические гастроли Большого театра в Лондоне с балетом «Лебединое озеро», который имел оглушительный успех.
По словам Михаила Мессерера, он максимально бережно подошел к реставрации балета, ибо он преклоняется перед постановкой 1956 года, но, однако, признает, что его участие в восстановлении придало спектаклю более близкое для современного зрителя звучание.
Михаил Мессерер: «Балет Александра Горского-Асафа Мессерера – это достояние российского искусства, которое не должно быть утрачено. Здесь необходимо точное, безукоризненное исполнение – только тогда появляется та самая лёгкость и элегантность, которая восхищает в русском классическом балете. Работа над этим спектаклем будет очень полезна для молодой, талантливой новосибирской труппы, это настоящая школа классики».
Художественное оформление спектакля создаёт народный художник России Вячеслав Окунев. Опираясь на фильм 1957 года, художник восстанавливал костюмы и сценографию Симона Вирсаладзе, созданные для легендарного спектакля Большого театра.
В Новосибирском театре оперы и балета это будет десятая постановка «Лебединого озера». Впервые на новосибирской сцене постановку балета осуществили балетмейстеры М. Моисеев и К. Сальникова в 1947 году, это был второй балет молодого театра. Тогда, ставший любимым спектаклем новосибирцев, балет за два года выдержал 60 представлений.