Роскошный подарок ожидает сибирских ценителей оперного искусства под занавес сезона. 25 и 26 июля музыкальный руководитель ‒ главный дирижер НОВАТа Михаил Татарников и главный режиссер театра Вячеслав Стародубцев представят на суд зрителей свою трактовку одного из самых выдающихся произведений оперного жанра ‒ «Риголетто» Дж. Верди.
В новом материале своего цикла дирижер-постановщик Михаил Татарников размышляет о знаменитой опере.
«Надо сказать, что каждый великий композитор, будучи замечательным мастером, талантом, которого одарил Бог, всегда является новатором, творцом, меняющим до того сложившиеся традиции. И не просто меняющим, а именно двигающим жанр вперед. В случае Джузеппе Верди ‒ это жанр оперы. И на примере “Риголетто” мы наблюдаем как раз такую историю. Конечно, нельзя недооценивать оперы, которые были написаны до него, а среди них есть и “Набукко” с замечательным хором, увертюрой, прекрасными номерами, и “Макбет”. Но именно с “Риголетто” Верди поднимается на плато гениальности в своем творчестве. Всё, написанное им после, ‒ это оперы очень известные, они идут по всему миру и снискали заслуженную славу и композитору, и театрам, и певцам. По своей драматургии все последующие оперы Верди ‒ смотрящие вперед и на века определившие направление для следующих поколений композиторов. “Риголетто” является именно такой оперой. Можно сказать, до этого сочинения Верди нащупывал путь: где-то у него получались очень сильные произведения, где-то он немножко притормаживал, и все это был творческий поиск. И, повторюсь, именно в “Риголетто” он абсолютно четко определил для себя цели, которые понимал, которые видел в опере, и уже до конца их развивал. И дошел до “Отелло”, до “Фальстафа”, заметно отличающихся от того же “Риголетто”, но в “Риголетто” уже можно видеть очень отчетливо ростки его идей. Так что можно сказать, что “Риголетто” – это в каком-то смысле вторая точка отправления для Верди как оперного композитора.
Нельзя не сказать о том, что в “Риголетто” огромную помощь композитору оказал сильный сюжет. Один из самых, наверное, мощных по драматургии, благодаря литературному первоисточнику ‒ драме “Король забавляется” Виктора Гюго. Здесь и сюжет очень сильный, и сама роль Риголетто. Этот образ всегда очень привлекает артистов. Риголетто – человек коварный, язвительный, покореженный жизнью, злобный, мстительный, но при этом невероятно нежный в каких-то своих проявлениях, прежде всего по отношению к дочери. У этого персонажа огромная палитра чувств, поэтому не случайно партия Риголетто считается одной из лакмусовых бумажек и, одновременно, одной из самых вожделенных партий для баритонов. Риголетто всегда исполняли и исполняют по-настоящему большие артисты.
Но в опере есть и такие персонажи, как Джильда, Герцог. Казалось бы, Герцог ‒ веселый, беспечный человек. Все знают его знаменитую песенку в переводе на русский: «Сердце красавиц склонно к измене». Можно сказать, что это человек, запутавшийся в своей совершенно распутной жизни и действительно уже утративший нравственные ориентиры. И этот образ Верди тоже замечательно прорисовывает в музыке. Если же говорить о Джильде, то она, как говорил классик, «луч света» в этих придворных интригах, в злобе, в жестоких шутках. Джильда здесь как частичка непорочной красоты, доброты, легкости и света.
Помимо того, что все эти контрасты есть в сюжете у Гюго, в “Риголетто” Верди в первый раз вводит это не только на уровне словесном, но и в музыкальном плане: начинает использовать противоречия во всех ансамблях. То есть у каждого голоса есть свой очень явно выраженный и тональный, и гармонический, и мелодический язык, свой стиль. И все это именно внутри нарождающегося конфликта. В этом как раз проявилось новаторство Верди. До него такого не существовало в опере, не было столько разнообразия, чтобы у каждого певца была своя, по-настоящему своя строчка. Здесь просто сталкиваются внутри одного даже гармонического построения, внутри одного такта, совершенно разные гармонии, разные смыслы, разные окраски характеров музыкальные. В этом новаторство Верди, то, что благодаря “Риголетто” он подарил музыкальному миру. И после него у всех композиторов это только развивалось.
Также надо сказать, что в этой опере Верди впервые отходит от принципа использования оркестра как большой гитары. Верди резко усиливает роль оркестра в опере и в дальнейшем следует этому плану. Опять же практически все композиторы после него за ним последовали. Верди понимает, что без поддержки оркестра ‒ тембров, звучания, окраски инструментов оркестра ‒ драматически сильной истории не получится. И он был как никогда прав, что подтвердили потом следующие поколения композиторов. Тут можно привести в пример Вагнера, который во времени был не так далеко от Верди. Уже в самых известных его произведениях оркестр играет основную роль, он даже важнее, чем певцы. Но, опять же, всюду корни идут от “Риголетто”, от этого произведения.
Можно сказать, что в какой-то степени “Риголетто” ‒ это такой Эверест оперного искусства, прародитель и Пуччини, и веризма, и Вагнера, и русской оперы, которая тоже, безусловно, многое взяла у Верди. “Риголетто” является одним из главных пиков огромной горы, которой является творчество Джузеппе Верди».
Премьера. Опера Дж. Верди «Риголетто» ‒ 25 и 26 июля на Малой сцене НОВАТа (начало показов в 19:00). За дирижерским пультом ‒ Михаил Татарников.
До встречи в Оперном! НОВАТ