Сегодня на Малой сцене НОВАТа будет представлена опера Пьетро Масканьи «Сельская честь». Написанная всего за два месяца опера 130 лет назад мгновенно прославила 27-летнего композитора – сочинение Масканьи стало первым из трёх, удостоившихся премии на конкурсе, объявленном издателем Э. Сонзоньо, и премьера оперы прошла с триумфальным успехом. «Сельская честь» стала одним из первых и главных сочинений музыкального веризма – художественного направления в итальянском искусстве, которое обратилось к реальной жизни простых людей, с их страстями и пороками. «Сельская честь» - понятная всем и во все времена история страсти, измены и мести, где ревность выше любви, а ненависть выше веры.
В НОВАТе музыкальным руководителем постановки выступает главный дирижёр театра Дмитрий Юровский. Он отмечает: «Неслучайно оперы «Сельская честь» и «Паяцы» часто ставились вместе – они очень близки по духу, и музыка в том и другом случае буквально пронизана южноитальянскими страстями. Вообще, музыка Масканьи не только поддержала традиции веризма, но и послужила примером для многих композиторов XX века, писавших музыку для кино - Нино Рота, Эннио Морриконе, да и музыкальные фрагменты самой «Сельской чести» очень широко используются в киномузыке. Масканьи, как и Пуччини, стал учителем для композиторов, пишущих для кино. Эта музыка захватывает, её нельзя просто послушать «вполуха» - в ней настолько зримо прописаны все эмоции, всё действие, вся развязка, что она сама – кино, театр, и я не знаю ни одного человека, который остался бы равнодушным к ней. Может быть, иногда в ней эмоции перехлёстывают и она несколько невротична – но это и есть её итальянская природа. «Сельская честь» - это музыкальный театр в его высшем проявлении. А что касается сюжета, то он очень жизненный и никогда не утратит актуальности – такие истории происходили, происходят и будут происходить всегда».
Главные партии исполняют звёзды Новосибирской оперы – Ольга Колобова, Михаил Агафонов, Алексей Зеленков, Екатерина Марзоева, Ольга Обухова. Сопрано Ольга Колобова поёт Сантуццу, это одна из самых ярких и драматических женских партий мирового оперного репертуара. Певица рассказывает: «Мне выпала честь и счастье спеть эту партию. «Сельскую честь» я впервые услышала в детстве, это был фильм, где Сантуццу пела Елена Образцова, пожалуй, лучшая исполнительница этой партии. 7 июля Елене Васильевне исполнилось бы 80 лет и мы посвятили нашу постановку юбилею великой певицы. Когда я готовила эту партию я многократно, с огромным удовольствием прослушала исполнение Елены Васильевны, конечно, слушала и других исполнительниц, но они для меня не столь убедительны. Не скажу, что было сложно готовить эту партию – вокально она мне очень подходит, но пришлось поработать над итальянским языком, над произношением с Дмитрием Михайловичем Юровским. Сантуцца – самый страдающий и вызывающий сочувствие персонаж в этой опере. Мне нравится её готовность бороться за свою любовь, мне близки такие страстные героини».
Михаил Агафонов исполняет партию Туридду: «Мне кажется, эта опера из тех, которые затрагивают самые глубины человеческой души. Конечно, это очень простая и жизненная история – Туридду возвращается из армии, его возлюбленная замужем, а его страсть не угасла, и героя легко понять. Есть оперы и партии, над которыми нужно думать, а вот Туридду, или Канио я бы сказал, нужно больше прочувствовать, чем продумать. Со стороны вокала есть некоторые сложности – партия достаточно высокая, есть не очень «удобные» места, но главное – нужен высокий драматический накал».
Партию Альфио – соперника Туридду – исполнит Алексей Зеленков. «Мне кажется, что «Сельская честь» из тех опер, в которых абсолютно всё сказано в музыке – настолько она правдива, выразительна и драматична. Здесь всё понятно даже без перевода. Я могу понять каждого из героев, и мой персонаж вызывает у меня только сочувствие – простой работяга, любящий и доверяющий своей жене, измена которой становится для него трагедией всей жизни. Я не оправдываю Альфио, но понимаю его. Такое понятие как «долг чести», в те времена на Сицилии, да и сейчас для любого мужчины многое значит. Конечно, опера сделана мастерски – трагедия разворачивается на праздник Пасхи, звучит одухотворённый хор, и на таком фоне этот накал страстей…Такие произведения заставляют сопереживать, вызывают настоящие сильные эмоции, поэтому эта опера всегда будет любима зрителями».