Новости

Вечера барокко в НОВАТе

14 Ноября 2023

Камерный ансамбль НОВАТа «Музыка для нас» под руководством Натальи Жук продолжает знакомить публику с музыкальными раритетами эпохи барокко.

В ноябре сочинениям в этой изящной причудливой стилистике будут посвящены два вечера в НОВАТе. Барочный ноябрь порадует музыкальных гурманов программой «Сюжеты барокко» в особенно уютной атмосфере фойе первого этажа театра и российской премьерой оперы «Певица» Йозефа Гайдна в режиссерском прочтении Игоря Бондаренко на необычной площадке – в музейном зале на четвертом этаже НОВАТа.

В программе концерта «Сюжеты барокко» 16 ноября прозвучат инструментальные, вокальные, хоровые произведения итальянских композиторов: Джузеппе Антонио Брешианелло, Фортунато Челлери, Антонио Вивальди, Франческо Дуранте в исполнении ансамбля «Музыка для нас» и солистов новосибирской оперы – Дианы Белозор, Галины Петкевич, Юлии Шагдуровой, Светланы Токаревой, Гурия Гурьева. Кульминацией программы станет «Магнификат» – произведение Франческо Дуранте, одного из крупнейших представителей неаполитанской композиторской школы и видного педагога своего времени. В числе учеников Дуранте – Дж.Б. Перголези, Н. Пиччини, П. Гульельми, Дж. Паизиелло и др. Творческое наследие композитора в основном составляет церковная музыка. «Магнификат» – духовное сочинение, названное по первому слову первого стиха «Magnificat anima mea Dominum» — «Величит душа Моя Господа…» из текста Евангелия от Луки. В концертной программе «Магнификат» Ф. Дуранте исполнят Юлия Шагдурова (сопрано), Светлана Токарева (меццо-сопрано), Василий Бурдакин (тенор), Всеволод Каташев (баритон), артисты хора НОВАТа и ансамбль «Музыка для нас».

О премьере оперы «Певица» Й. Гайдна из цикла «Оперные раритеты эпохи барокко» рассказывает режиссер-постановщик Игорь Бондаренко: «Вообще, когда речь заходит о наследии Йозефа Гайдна, обычно вспоминают более ста симфоний, квартеты, фортепианные сонаты, но редко говорят об его операх, которых меж тем более двадцати. Поэтому хотелось бы исправить такую несправедливость, тем более что Гайдн сам во многом и сам задавал направления развития музыки своего времени. Гайдн значительную часть жизни служил композитором при дворе князя Эстерхази и практически все его сочинения исполнялись в придворном театре, как и все оперные новинки того времени. Это и сочинения Пиччини, и Моцарта, и Глюка. Гайдн прекрасно разбирался в музыкальных течениях, слышал, видел все значимые оперные произведения. Поэтому оперы, написанные Гайдном, – это невероятно красивая музыка и высочайший уровень музыкальной драматургии, плюс Гайдн в либретто всегда обращался к интересным сюжетам и серьезным литературным источникам таких известных авторов, как Гольдони, Гоцци и другие. Первоначальный вариант либретто “Певицы” был написан как раз Карло Гольдони. И когда я переводил текст либретто с итальянского языка на русский, с удовольствием и легким удивлением обнаружил, что здесь очень много хорошего и актуального юмора. Вообще, Гайдна, пожалуй, можно назвать одним из самых радостных композиторов: его музыка пронизана столь светлыми эмоциями, что даже есть такое выражение: “Когда у вас тяжело на душе, слушайте Гайдна и станет легче”. Интересно, что текст либретто написан довольно простым, даже иногда несколько грубоватым языком, здесь нет того высокого слога, который порой свойственен даже комическим сочинениям современников Гайдна, того же Моцарта, к примеру. Это дает больше игровых возможностей артистам оперы. И, конечно, интересно опробовать новый для нас формат. Когда писалась “Певица” у Эстерхази не было оперного театра, был театр марионеток – довольно небольших размеров комната. И первые оперы Гайдна – “Аптекарь”, “Певица”, “Необитаемый остров” – исполнялись именно в таких небольших пространствах, а музейный зал в нашем театре, где будет исполняться “Певица”, – площадка практически таких же размеров, она даже близка по своему антуражу. Таким образом, мы приближаемся к исторически аутентичному исполнению. Думаю, это будет интересно и артистам, и публике».

Премьера в России. Йозеф Гайдн «Певица» – 28 ноября в 19:00 в музейном зале НОВАТа (зрительское фойе на IV этаже), с участием Кристины Калининой (Гаспарина), Ольги Колобовой (Аполлония), Галины Петкевич (Дон Этторе), Андрея Денисова (Дон Пеладжо) и ансамбля «Музыка для нас» под руководством Натальи Жук. Режиссер-постановщик – Игорь Бондаренко.