Интервью

Алексей Зеленков: «В партии Риголетто нужно подлинное полнейшее проживание роли»

19 Июля 2024

Известность солиста нашей оперной труппы Алексея Зеленкова шагнула далеко за пределы Новосибирска. Лауреат международных конкурсов, лауреат национальной оперной премии «Онегин» сегодня сотрудничает с рядом европейских театров, не забывая при этом родную новосибирскую сцену. В предстоящей премьере оперы Дж. Верди «Риголетто» Алексей исполнит титульную партию.

Наш замечательный баритон не впервые примеряет на себя образ придворного шута: партию Риголетто артист исполнял в премьере Челябинского театра оперы и балета.

О подготовке к премьере и о других событиях своей творческой жизни артист рассказал в интервью.

Вы не так давно вернулись из-за рубежа, приступили к репетициям. Расскажите о ваших ангажементах?

В конце мая у меня было несколько спектаклей «Травиата» в Немецкой опере на Рейне (Дюссельдорф) и «Тоска» в Баденском театре в Карлсруэ, где я пел Скарпиа. Там сезон окончился, а здесь, вернувшись, пришлось серьезно погрузиться в работу. Недавно прошла «Тоска», где мы пели с Вероникой Джиоевой. Публика невероятно тепло нас приняла, и было очень приятно видеть такую отдачу зрительного зала. И вот, под самый занавес сезона ‒ премьера «Риголетто» на нашей сцене, которую, признаться, я очень ждал. Это прекрасная опера, я рад, что она будет в репертуаре нашего театра.

Европейские зрители все чаще имеют возможность слышать вас, а сибирские поклонники могут надеяться регулярно видеть спектакли с вашим участием?

Да, очень на это надеюсь. Но сейчас мне предстоит долгий период подготовки премьеры оперы Верди «Набукко» в Deutsche Oper am Rhein. Первый подготовительный этап уже прошел, а в августе я вновь улетаю в Дюссельдорф и начинается финальный период репетиций, планируется больше десятка спектаклей, поэтому меня долго не будет в Новосибирске. Это большая титульная партия, сложная вокально и актерски, это сильный противоречивый характер. Конечно, для меня эта работа очень интересна.

Вернемся к нашей основной теме ‒ заглавной партии в «Риголетто». Расскажите об этой своей работе.

В Челябинске мне посчастливилось впервые исполнить эту партию. Было два спектакля в самой Челябинской опере и один ‒ на сцене Большого театра, в рамках гастролей Челябинского театра. Недавно мне довелось спеть Риголетто еще и на сцене Московского Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Если задаваться вопросом, какие роли для баритона самые желанные и показательные, то мне, прежде всего, хочется назвать Риголетто, Скарпиа и, пожалуй, Барон в «Скупом рыцаре» Рахманинова. На мой взгляд, это самое лучшее из написанного для баритонов. Вообще, эмоционально мощных, по-настоящему душераздирающих баритоновых партий немногим больше десятка, а партия Риголетто и в этом ряду стоит особняком. Удивительно, как композитору удалось соединить здесь тончайшую лирику и предельный драматизм, с каким мастерством и выразительностью он передает широчайший диапазон чувств и переживаний. Наверное, всем известно, что эта партия требует от артиста высокого профессионального уровня ‒ как в вокальном, так и в актерском плане.

Могу сказать откровенно, что мне ни одна моя партия не дается легко, и Риголетто ‒ не исключение. Здесь очень много тонкостей, вокальных и драматических нюансов, которые крайне важны. Здесь нужно много работать, чтобы получилось так, как я это «предслышу», как, на мой взгляд, это должно быть спето и сыграно. Это постоянный поиск и творческая неудовлетворенность. Как бы успешно я не спел, всегда есть чувство, что можно сделать лучше. Поэтому обязательно нужно слушать записи, свои в том числе, чтобы совершенствоваться, видеть ошибки и достоинства своего исполнения. Но мне нравится этот процесс движения к идеалу, хотя иногда он бывает недостижим и ты можешь только слегка к нему прикоснуться.

При работе над партией Риголетто, конечно, не обошлось без сложностей, особенно это касается знаменитой арии «Cortigianni, vil razza dannata» («Куртизаны, исчадье порока»). Помимо вокальных, технических моментов, мне хочется в ней показать правдивую, настоящую эмоцию. При всем уважении к коллегам, замечательным певцам, сколько бы я ни слышал эту арию, даже в самом технически безупречном исполнении, мне всегда не хватает надрыва, того высочайшего градуса эмоций, который должен быть у отчаявшегося отца, переживающего потерю дочери ‒ единственного, чем он дорожил в своей жизни. Здесь, конечно, недостаточно просто красивого и правильного пения. Здесь нужно подлинное полнейшее проживание роли.

Однажды один итальянский коуч мне рассказал, что известный певец Лео Нуччи ему говорил, что нельзя слишком серьезно относиться к роли, потому что это просто игра, спектакль. Я ни в коем случае не приравниваю себя к этому выдающемуся певцу, но для меня такой подход абсолютно неприемлем. О какой правде мы можем говорить, если мы эту правду зрителю не даем? Для меня полное погружение в роль ‒ это естественно, я по-другому не могу, хотя, безусловно, внутренний контроль всегда должен быть, чтобы не заиграться. Я считаю, что все работает только тогда, когда есть полное погружение в музыку, в образ. Безусловно, наше искусство очень сложное. Не помню, кто из певцов это сказал, но я абсолютно согласен с его словами: «Нам нужно две жизни: одна ‒ чтобы учиться петь, вторая ‒ чтобы петь».

Постановка будет показана на Малой сцене нашего театра. Какие достоинства вы находите в этой непростой для работы площадке?

Конечно же, главное достоинство ‒ это возможность увидеть наши живые эмоции, может быть, даже наши слезы. Актерские слезы зрителю не видны даже из нулевого ряда нашей Большой сцены. А на камерной площадке есть настоящий эффект «крупного плана», как в кино. Здесь очень важно соблюдать баланс: не «пережать» актерски, ничего не упустить вокально, быть в контакте с дирижером, партнерами. Это сложно для артистов, когда нет визуального контакта с дирижёром и ты вынужден на него ориентироваться, следя за монитором, при этом на расстоянии вытянутой руки от публики вся твоя работа как на ладони, но, с другой стороны, это просто замечательно, когда ты сразу ощущаешь эмоциональный отклик на свою игру.

Премьера. Опера Дж. Верди «Риголетто» ‒ 25 и 26 июля на Малой сцене НОВАТа (начало показов в 19:00).

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты ‒ на сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.

До встречи в Оперном! НОВАТ