Известность солиста нашей оперной труппы Алексея Зеленкова шагнула далеко за пределы Новосибирска. Лауреат международных конкурсов, лауреат национальной оперной премии «Онегин» сегодня сотрудничает с рядом европейских театров, не забывая при этом родную новосибирскую сцену. В предстоящей премьере оперы Дж. Верди «Риголетто» Алексей исполнит титульную партию.
Наш замечательный баритон не впервые примеряет на себя образ придворного шута: партию Риголетто артист исполнял в премьере Челябинского театра оперы и балета.
О подготовке к премьере и о других событиях своей творческой жизни артист рассказал в интервью.
Вы не так давно вернулись из-за рубежа, приступили к репетициям. Расскажите о ваших ангажементах?
В конце мая у меня было несколько спектаклей «Травиата» в Немецкой опере на Рейне (Дюссельдорф) и «Тоска» в Баденском театре в Карлсруэ, где я пел Скарпиа. Там сезон окончился, а здесь, вернувшись, пришлось серьезно погрузиться в работу. Недавно прошла «Тоска», где мы пели с Вероникой Джиоевой. Публика невероятно тепло нас приняла, и было очень приятно видеть такую отдачу зрительного зала. И вот, под самый занавес сезона ‒ премьера «Риголетто» на нашей сцене, которую, признаться, я очень ждал. Это прекрасная опера, я рад, что она будет в репертуаре нашего театра.
Европейские зрители все чаще имеют возможность слышать вас, а сибирские поклонники могут надеяться регулярно видеть спектакли с вашим участием?
Да, очень на это надеюсь. Но сейчас мне предстоит долгий период подготовки премьеры оперы Верди «Набукко» в Deutsche Oper am Rhein. Первый подготовительный этап уже прошел, а в августе я вновь улетаю в Дюссельдорф и начинается финальный период репетиций, планируется больше десятка спектаклей, поэтому меня долго не будет в Новосибирске. Это большая титульная партия, сложная вокально и актерски, это сильный противоречивый характер. Конечно, для меня эта работа очень интересна.
Вернемся к нашей основной теме ‒ заглавной партии в «Риголетто». Расскажите об этой своей работе.
В Челябинске мне посчастливилось впервые исполнить эту партию. Было два спектакля в самой Челябинской опере и один ‒ на сцене Большого театра, в рамках гастролей Челябинского театра. Недавно мне довелось спеть Риголетто еще и на сцене Московского Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Если задаваться вопросом, какие роли для баритона самые желанные и показательные, то мне, прежде всего, хочется назвать Риголетто, Скарпиа и, пожалуй, Барон в «Скупом рыцаре» Рахманинова. На мой взгляд, это самое лучшее из написанного для баритонов. Вообще, эмоционально мощных, по-настоящему душераздирающих баритоновых партий немногим больше десятка, а партия Риголетто и в этом ряду стоит особняком. Удивительно, как композитору удалось соединить здесь тончайшую лирику и предельный драматизм, с каким мастерством и выразительностью он передает широчайший диапазон чувств и переживаний. Наверное, всем известно, что эта партия требует от артиста высокого профессионального уровня ‒ как в вокальном, так и в актерском плане.
Могу сказать откровенно, что мне ни одна моя партия не дается легко, и Риголетто ‒ не исключение. Здесь очень много тонкостей, вокальных и драматических нюансов, которые крайне важны. Здесь нужно много работать, чтобы получилось так, как я это «предслышу», как, на мой взгляд, это должно быть спето и сыграно. Это постоянный поиск и творческая неудовлетворенность. Как бы успешно я не спел, всегда есть чувство, что можно сделать лучше. Поэтому обязательно нужно слушать записи, свои в том числе, чтобы совершенствоваться, видеть ошибки и достоинства своего исполнения. Но мне нравится этот процесс движения к идеалу, хотя иногда он бывает недостижим и ты можешь только слегка к нему прикоснуться.
При работе над партией Риголетто, конечно, не обошлось без сложностей, особенно это касается знаменитой арии «Cortigianni, vil razza dannata» («Куртизаны, исчадье порока»). Помимо вокальных, технических моментов, мне хочется в ней показать правдивую, настоящую эмоцию. При всем уважении к коллегам, замечательным певцам, сколько бы я ни слышал эту арию, даже в самом технически безупречном исполнении, мне всегда не хватает надрыва, того высочайшего градуса эмоций, который должен быть у отчаявшегося отца, переживающего потерю дочери ‒ единственного, чем он дорожил в своей жизни. Здесь, конечно, недостаточно просто красивого и правильного пения. Здесь нужно подлинное полнейшее проживание роли.
Однажды один итальянский коуч мне рассказал, что известный певец Лео Нуччи ему говорил, что нельзя слишком серьезно относиться к роли, потому что это просто игра, спектакль. Я ни в коем случае не приравниваю себя к этому выдающемуся певцу, но для меня такой подход абсолютно неприемлем. О какой правде мы можем говорить, если мы эту правду зрителю не даем? Для меня полное погружение в роль ‒ это естественно, я по-другому не могу, хотя, безусловно, внутренний контроль всегда должен быть, чтобы не заиграться. Я считаю, что все работает только тогда, когда есть полное погружение в музыку, в образ. Безусловно, наше искусство очень сложное. Не помню, кто из певцов это сказал, но я абсолютно согласен с его словами: «Нам нужно две жизни: одна ‒ чтобы учиться петь, вторая ‒ чтобы петь».
Постановка будет показана на Малой сцене нашего театра. Какие достоинства вы находите в этой непростой для работы площадке?
Конечно же, главное достоинство ‒ это возможность увидеть наши живые эмоции, может быть, даже наши слезы. Актерские слезы зрителю не видны даже из нулевого ряда нашей Большой сцены. А на камерной площадке есть настоящий эффект «крупного плана», как в кино. Здесь очень важно соблюдать баланс: не «пережать» актерски, ничего не упустить вокально, быть в контакте с дирижером, партнерами. Это сложно для артистов, когда нет визуального контакта с дирижёром и ты вынужден на него ориентироваться, следя за монитором, при этом на расстоянии вытянутой руки от публики вся твоя работа как на ладони, но, с другой стороны, это просто замечательно, когда ты сразу ощущаешь эмоциональный отклик на свою игру.
Премьера. Опера Дж. Верди «Риголетто» ‒ 25 и 26 июля на Малой сцене НОВАТа (начало показов в 19:00).
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».
Билеты ‒ на сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.
До встречи в Оперном! НОВАТ