Интервью

Дмитрий Белянушкин: наш Фигаро лечит души

17 Сентября 2018

27 и 28 октября в НОВАТе пройдут премьерные показы оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник». Режиссёр-постановщик нового спектакля Дмитрий Белянушкин рассказал о работе над постановкой и своём видении знаменитого оперного шедевра.

Дмитрий Белянушкин: «Я рад, что НОВАТ предложил мне поставить именно «Севильского цирюльника», поскольку оперы, которые мне приходилось ставить в последнее время, были трагическими – «Каменный гость», «Кармен», «Паяцы». Наконец-то я ставлю светлую, жизнерадостную оперу, в которой можно поозоровать».

Вы уже поставили оперы «Пиковая дама», «Кармен» сейчас работаете над «Севильским цирюльником», чем вам интересна работа с таким популярным музыкальным материалом?

У нас в стране знают и ставят преимущественно 10 – 20 оперных названий, и это касается как столичных театров, так и региональных. Когда театр приглашает режиссёра, он всегда предлагает название, которое привлечёт публику – какой-то оперный хит. Мне нравится работать с такими всем известными сочинениями: как молодой режиссёр, я могу позволить себе экспериментировать, по-своему интерпретировать «заслушанные» произведения, которые всем известны. Существуют сотни режиссёрских версий таких опер, как «Севильский цирюльник», «Кармен», «Паяцы», и постановка такой оперы – это серьёзный вызов режиссёру. Нужно не перевернуть всё с ног на голову в угоду своему замыслу, а вскрыть какие-то невидимые пласты, которые до этого никто из этого материала не вытаскивал, и показать их зрителю. Нужно решить, каким путём пойти: переместить действие оперы в пространстве и времени или оставить всё как есть у авторов, но рассказать всё абсолютно другим языком, чтобы эта история, оставаясь в той же эпохе и в том же месте действия, зажила и задышала по-новому.

Что вы открыли для себя в такой популярной опере, как «Севильский цирюльник»?

«Севильский цирюльник» занимает одно из первых мест по популярности и частоте постановок. Лично я нашёл в этом сочинении очень интересную для себя мысль: героям «Севильского цирюльника» Фигаро необходим – он связывает судьбы, соединяет людей. А ведь и в наше время очень не хватает живого общения – в реальном мире люди не знакомятся, это не принято, все общаются в виртуальном пространстве, сейчас век технологий, гаджетов. Наша история происходит в начале XX века, когда проникли в повседневность, и в том числе в медицину, разнообразные аппараты, машины. В опере есть такой персонаж, как доктор Бартоло, и мы посчитали, что если есть доктор, то у него должна быть клиника или лечебница, поэтому у нас появился санаторий доктора Бартоло, а в нём специальные лечебные аппараты. Фигаро работает в санатории, он не только цирюльник – он мастер на все руки, и занимается, в том числе, такими аппаратами. Однако люди приезжают в санаторий не столько за лечением, сколько для того, чтобы этот виртуозный Фигаро смог их познакомить, связать их жизни – курортные романы иногда имеют счастливый финал. В нашем спектакле лечение – это только предлог, люди хотят вылечить души, они нуждаются в любви, и Фигаро помогает им найти друг друга.

Расскажите, как вы обычно выстраиваете работу над новой постановкой?

Сначала я внимательно изучаю партитуру, анализирую музыкальную драматургию. Я должен понять эту историю, разобрать её. Затем я начинаю изучать всевозможные материалы, бывает, и не связанные с этой оперой – это может быть поэзия, или ещё что-то, что меня вдохновит. И когда я нахожу в произведении нечто «обжигающее», что меня беспокоит «теребит», у меня рождается замысел, и когда мы начинаем работать с художником, у меня уже есть чёткое видение спектакля. Обязательно мы встречаемся с дирижёром, проходим всю партитуру, делаем купюры, если они необходимы, обсуждаем темпы и интонации. Приходим к консенсусу, чтобы не было расхождений между режиссёрским и дирижёрским видением.

Как вы решили стать именно оперным режиссёром и в чём вы видите специфику этой профессии?

Сначала я выбрал профессию режиссёра драматического театра, и окончил актёрско-режиссёрский факультет в своём родном городе Саранске. Но мне всегда был интересен именно музыкальный театр – я работал в оркестре музыкального театра и вообще с самого детства был погружён в эту атмосферу, поскольку у нас вся семья творческая, артистическая. Поначалу я старался убежать от этого – не хотел заниматься ни музыкой, ни театром. Но позже именно благодаря музыке и работе в оркестре, я всё-таки пришёл в театр, отучившись в ГИТИСе на факультете музыкального театра (мастерская народных артистов А. Тителя и И. Ясуловича). Я предполагал, что буду ставить и драматические спектакли, но опера – это планета, которая не до конца изучена, и в ней ещё очень много загадок, в опере можно искать, раскапывать и находить великое множество «артефактов».

Премьера оперы Джоаккино Россини в НОВАТе 27 и 28 октября в 19:00. Билеты можно приобрести в театральной кассе, на официальном сайте НОВАТа, а также у наших партнёров.