Как известно, королей играет окружение. Есть в академическом балете такие персонажи, которые, не являясь ведущими, оказывают значительное влияние на успех спектакля. Не каждая прима может выйти в этой партии на балетную сцену. Речь идет о партиях повелительниц. В балете «Дон Кихот» – это повелительница дриад, в «Жизели» – повелительница вилис. Как правило, это высокие статные балерины, располагающие соответствующей харизмой, внутренним настроем. Такие партии, не являясь ведущими, тем не менее, помогают создать образ ведущей балерине. Представьте себе нерешительную скромную балерину, которая повелевает большой группой умерших до свадьбы обманутых девственниц (вилис). Как бы не расстаралась балерина, танцующая партию Жизели, или солисты, исполняющие партии лесничего или Графа, задаешь себе вопрос: «Почему они просто не отодвинули в сторону встретившуюся на пути девушку, а продолжали на последнем дыхании танцевать, один до смерти, а другого от этой участи спасла Жизель?» В этой части спектакля партия повелительницы становится поистине великой, замыкая на себя все действие. И кульминация балета зависит не только от того, как артистка ее станцует, но и от того, насколько удачно она ее сыграет актерски. Машкиной это удается.
14 сентября Мария выйдет на сцену в партии Повелительницы дриад в балете «Дон Кихот», а 28 сентября будет повелевать вилисами в балете «Жизель». Возникла идея восполнить несправедливость и дать слово харизматичной и статной солистке балета Марии Машкиной.
Мария, как вы пришли в балет?
Я занималась танцами в студии «Бриз» на улице Большевистской. Есть такое творческое объединение. Я туда ходила в школу раннего развития. В садик нас мама не водила.
Сколько же вам было?
Я с четырех лет там занималась танцами.
Когда вы решили, что хотите стать балериной?
Когда мне было десять лет, мне рассказали, что есть хореографическое училище. Я о таком не знала. С мамой мы приехали в Новосибирское хореографическое училище на просмотр, но не в то время, когда набирали детей. Раньше. Просматривала меня Галина Николаевна Веденина. Сказала, что у девочки есть данные, но мы обязаны были приехать на общий просмотр. Позже мы приехали уже в назначенное время и меня в первый же день взяли. Лето мама меня отговаривала. Она всю жизнь в легкой атлетике, поэтому говорила, что это будет очень тяжело. Сначала я попала к Галине Васильевне Юдаевой. Класс был очень большой и нас разделили на два. Один класс вела Тихонова Татьяна Михайловна, а второй класс взяла Галина Васильевна Юдаева.
А вы же выпускница Капустиной?
Да, я попала к ней позже. Была интересная история. Нас также взяли сначала два педагога, меня – Татьяна Константиновна Капустина, другую группу – Людмила Яковлевна Кондрашова. Потом нас всех соединили у Татьяны Константиновны.
Скажите, вот вы пришли в училище, начали знакомиться с будущей профессией. Какой балет вам больше нравился: классический или современный?
Первоначально мне просто нравился балет. Все красивое, все прекрасное. И все это казалось очень легко. Возможно, поэтому и нравилось. Потом было очень много вопросов на тему того, что я очень высокая. Высоким артистам балета сложнее координироваться.
Фигурой вы очень на Капустину похожи…
Сейчас я это понимаю, а когда была ребенком, мне всегда говорили: «Длинные руки, длинные ноги, длинные стопы». Когда я пришла, все педагоги удивлялись, что у меня вообще нет прыжка. Я еле отрывалась. А нравится мне «Пер Гюнт» Клюга, но я не могу сказать, что хочу его танцевать. «Анюта» мне нравится, но это не мой спектакль абсолютно.
А какой ваш?
Даже не знаю. Конечно, если подтянуть физику и доточить, наверное, «Лебединое озеро» было бы красиво с моими руками. Я так думаю. Но это требует безумного количества работы и безумного количества времени. Это очень долго, это не один год.
А «Конек-Горбунок»?
«Конька-Горбунка» я просто люблю, партию белой кобылицы люблю. Это семейный спектакль. Всем, кто меня спрашивает, на что идти, чтобы полюбить балет, я говорю: «На “Конька-Горбунка”».
Партии, которые вы танцуете, не ведущие, а как бы стоящие рядом, но очень важные для всего спектакля. В них вы нередко выходите на передний план и не заметить вас невозможно. Повелительница вилис в «Жизеле», дриад в «Дон Кихоте», Рок в «Кармен-сюите».
Это для меня самой очень удивительно, потому что я по природе совсем другой человек, абсолютно другой. Но Михаил Григорьевич Мессерер когда-то сказал, что очень много зависит от того, как ты выглядишь внешне. И внешне я смотрюсь именно такой строгой, такой серьезной… Стремление танцевать новые большие партии есть.
И что это должно быть?
Для меня это всегда сложный вопрос. Я всегда говорю, что хочу всё. Я не могу назвать что-то конкретное, потому что есть спектакли, которых у нас нет, но я всегда хотела их станцевать. Мне очень нравится «Каменный цветок».
А какую партию в этом балете вы хотите станцевать?
Хозяйки медной горы, конечно! Кто бы сомневался, опять повелительница, а по природе я человек совершенно другой (смеется).
Вы заняты в «Щелкунчике» Юрия Григоровича?
В «Щелкунчике»? Меня устраивает то, куда меня выписали. Я там в снежинках и в шестерке вальса. Мне нравится, это чистая классика. Я сначала расстроилась, потому что думала, что меня выпишут в куклы. Я же везде танцую индийские, восточные… Но меня не выписали. Я думаю: «Надо еще раз пересмотреть этих кукол. Раз меня не выписали, значит, я как-то не подхожу». Я пересмотрела и подумала, что да, наверное, я не подхожу. Но снежинки мне нравятся. Там есть что-то такое необычное. И музыкально тоже они очень интересно поставлены.
Для таких артисток, как вы характерно ли ныряние из снежинок в дриады и наоборот? Насколько тяжело перестраиваться?
Вы имеете в виду из кордебалетных в сольные?
Как вы это ощущаете? Это то, чем вы будете заниматься всегда? Для вас этого достаточно?
Нет, мне всегда хочется большего. Поэтому я всегда работаю. Конечно, хочется попробовать себя в разных амплуа. И в разных амплуа для себя раскрыться. Потому что многие партии, которые мне дают, это же вообще не я от природы. Но ты в этих партиях находишь какие-то точки, которые тебя раскрывают и как человека, и как личность. И ты растешь еще.
Испанец Начо Дуато говорил о «Дон Кихоте» Петипа, что это не Испания. Он поставил свою версию «Идальго», срезал парадность. И у него вот эта Испания заиграла. Он очень хорошо показал, в чем сейчас недостатки нашего балета. Он показал, как сохранить основу. Я сразу понял его «Баядерку», в старой постановке не было Индии, хотя подразумевалась именно она. Насколько, по-вашему, возможны обновления академического балета?
«Баядерка» Начо Дуато мне очень нравится. Потому что образ Гамзатти в этой «Баядерке» для меня более понятен, чем образ в старой «Баядерке». Там Гамзатти просто злая и властная. Здесь же ты женщина. И у тебя есть разные спектры эмоций. И ты не должна быть только злой, только властной. Ты и страдаешь, и думаешь, как что сделать. И злишься, и пугаешься, и радуешься. И месть тут, и любовь тут. И всё. Ты большой организм в этом спектакле. В этом есть плюсы свои. Поэтому, наверное, это для меня сложный вопрос. Но я люблю, когда человек берет и делает свое. Части зрителей хотелось бы, чтобы все оставалось так, как оно есть.
Я считаю, что классическое наследие должно быть. Классические балеты должны быть в каждом театре. Это дисциплина. Я вам скажу как профессионал: если в репертуаре месяца намного меньше классических спектаклей, чем обычно, то тело это быстро замечает. Все немножко заворачивается. Все становится не такое дисциплинированное, скажем так. А если их чуть-чуть больше, сложных спектаклей, то даже современные спектакли на этом фоне смотрятся очень хорошо. Потому что классические спектакли настолько воспитывают тело, что потом и в современных спектаклях все намного органичнее, красивее, как-то выразительнее. И оно все как-то очень вкусно смотрится.
Пригласите на свои спектакли зрителей.
Приходите на «Жизель». Это мой первый сольный тяжелый спектакль, который я станцевала.
Мария Машкина 14 сентября исполнит партию Повелительницы дриад в балете Людвига Минкуса «Дон Кихот». В партии Китри – Анна Гермизеева, Базиля – Николай Мальцев, Эспада – Артем Пугачев, Уличная танцовщица – Анна Одинцова. Дирижер – Карен Дургарян. Начало спектакля в 19:00.
28 сентября артистка предстанет в образе Повелительницы вилис в балете Адольфа Адама «Жизель, или Вилисы». В партии Жизели – Ксения Захарова, Графа – Роман Полковников. Дирижер – Евгений Волынский. Начало спектакля в 19:00.
Спектакли участвуют в программе «Пушкинская карта».
Билеты – на сайте novat.ru, в мобильном приложении и в театральной кассе.
До встречи на балете! НОВАТ