Интервью

Режиссер Вячеслав Стародубцев: «Опера Верди «Риголетто» ‒ это история об эгоизме»

08 Июля 2024

Премьера оперы Дж. Верди «Риголетто» состоится в НОВАТе 25 и 26 июля. Режиссер-постановщик нового спектакля ‒ заслуженный деятель искусств РФ Вячеслав Стародубцев, главный режиссер нашего театра. «Риголетто» станет четвертой оперой Верди, поставленной режиссером в НОВАТе. Прежде он представил на Большой сцене постановки опер вердиевского наследия «Аида» (июль 2016), «Бал-маскарад» (февраль 2017), «Фальстаф» (март 2020).

В интервью накануне премьеры Вячеслав Стародубцев рассказал, что ожидает зрителей в его новой режиссерской работе.

Вы в четвертый раз обращаетесь в нашем театре к творчеству Верди, но впервые ставите его оперу на Малой сцене. Почему возникла такая идея?

Признаюсь, мне нравится работать на этой площадке. Постановка каждой большой оперы здесь заставляет идти непроторенным путем, искать и находить оригинальные сценические решения. Успех нашей «Моцартианы» доказывает, что объединенные усилия нашей команды именно на этой сцене позволяют сделать оперу близкой современному слушателю, независимо от его театрального опыта, и при этом раскрывают подлинное величие Оперного искусства. Кроме того, камерность обстановки позволяет перейти в актерской работе от больших, широких мазков к тонким нюансам, раскрыть эмоции и психологию поведения персонажей на более глубоком уровне. Именно с этой целью я укрупнил некоторых неглавных персонажей «Риголетто», что позволило дополнительно усилить эту историю.

Для меня всегда очень важно раскрыть сегодняшнему зрителю актуальное содержание классического произведения, помочь ему увидеть, насколько оно может быть современно, близко и понятно даже без привнесения в спектакль внешних признаков современной культуры. И тесный контакт со зрителем в пространстве нашего камерного зала позволяет этого добиться.

Вы уже ставили «Риголетто». Чем вас привлекает эта опера?

Вы наверняка сами знаете ответ на этот вопрос. Конечно, это музыка Верди ‒ мощная по драматургии, насыщенная контрастами, невероятно разнообразная. Это грандиозная история ‒ мистический детектив-триллер, это потрясающие персонажи, ярко и выпукло прописанные в музыке.

В нашей постановке мы предлагаем найти ответ на вопрос ‒ кто же главный игрок в этой истории? Герцог Мантуанский управляет Риголетто, или развитие событий ‒ это результат изощренной игры самого шута?

Для меня самого «Риголетто» ‒ это история об эгоизме. Здесь практически всеми персонажами движет не любовь, а эгоизм: безудержным в своих прихотях Герцогом Мантуанским, самим Риголетто, отцовская любовь которого стала клеткой, отгородившей Джильду от мира. Даже Джильда ‒ воплощение света и чистоты ‒ не лишена эгоизма, ведь она тоже обманывает отца, нарушает его запреты, движимая чувствами.

В вашей команде есть новые имена. Расскажите о них.

Я очень рад возможности работать над постановкой вместе с музыкальным руководителем НОВАТа Михаилом Татарниковым. Это наш долгожданный первый, но, надеюсь, не последний совместный проект. Михаил Петрович ‒ музыкант с уникальным чувством музыки, прекрасно знающий возможности нашей труппы, умеющий уверенно направить оркестр по верному пути, внимательный и требовательный к солистам, но при этом бережно к ним относящийся.

Нам удалось привлечь к работе над постановкой Медею Ясониди, вокального коуча с большим опытом и международным авторитетом. Репетиции с ней помогают нашим солистам совершенствовать вокальную технику, язык, чтобы исполнение вполне отвечало стилю Верди.

В этой постановке к нашей команде присоединился Сергей Пугачев ‒ арт-директор и главный художник Театра кукол имени Образцова. Он предложил очень интересную концепцию костюмов, которые будут просто роскошными и довольно сложными по исполнению. Костюмы в спектакле будут проявлять суть и историю каждого персонажа. Сергей талантлив, по-хорошему амбициозен, отлично чувствует и понимает как театральную специфику, так и современные фэшн-течения. На мой взгляд, нам удалось достичь взаимопонимания.

Декорации к спектаклю создает Тимур Гуляев, его не нужно представлять. Основу сценографии будет составлять архитектурная композиция, устремленная вверх, то есть пространство будет представлять своего рода башню с гиперперспективой. Над пластическим решением снова работает Сергей Захарин, художник по свету ‒ Ирина Вторникова, диджитал-художник ‒ Вадим Дуленко.

Премьера. Опера Дж. Верди «Риголетто» ‒ 25 и 26 июля на Малой сцене НОВАТа (начало показов в 19:00).

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».

Билеты ‒ на сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.

До встречи в Оперном! НОВАТ