3 ноября в рамках фестиваля «Хворостовский» на Большой сцене НОВАТа состоится грандиозный оперный гала-концерт Аиды Гарифуллиной, в котором прозвучат золотые страницы оперной классики.
Примадонна мировой оперной сцены, заслуженная артистка РФ, заслуженная артистка Республики Татарстан Аида Гарифуллина впервые выступит на сцене Новосибирского театра оперы и балета.
Аида Гарифуллина, ее звездные гости – известные российские певцы Иван Гынгазов и Ирина Шишкова – в сопровождении симфонического оркестра НОВАТа исполнят фрагменты оперных сочинений Дж. Верди, В. Беллини, Дж. Пуччини, а также других композиторов. За дирижерский пульт в этот вечер встанет маэстро Клеман Нонсьё (Франция).
Накануне своей первой встречи с новосибирской публикой блистательная оперная дива в большом интервью рассказала о своем творческом пути – об отправной точке и самых важных этапах своей яркой карьеры.
В какой момент вы поняли, что хотите стать певицей, покорить оперную сцену и начать международную карьеру? Был ли особый ключевой опыт для этого решения?
Моя любовь к музыке проявилась очень рано благодаря моей маме – Ляйле Ильдаровне Гарифуллиной. Она профессиональный музыкант, дирижер, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан. Мама прекрасно поет, играет на рояле. Так вот, будучи ребенком, я, как это водится, часто бывала у нее на работе, тихонько подпевала за детьми, быстро запоминая учебный репертуар. Частенько ставила домашние концерты, записывая себя на магнитофон. В общем, будущее было предрешено.
В четыре года мама привела меня в Казанский театр оперы и балета на балетный спектакль. Это были непередаваемые эмоции. Я еще не знала, кем стану, когда вырасту, но тогда уже поняла, что хочу быть на сцене и хочу заниматься музыкой. Сначала были занятия в балетной группе, а потом уже в музыкальной школе по классу фортепиано и академического вокала. Мне кажется, моя судьба была предопределена.
Ваша мама – профессиональный музыкант, она очень рано распознала ваш талант, поддерживала вас и формировала с раннего возраста. Как вы думаете, насколько важным было влияние вашей матери на развитие вашей карьеры?
Я выросла в доме, где постоянно звучала классика. Мама, будучи профессионалом, с детства прививала мне вкус к серьезной классической музыке. Я ей очень благодарна за то, что она задала мне такой путь, влюбила меня в оперу. Правда, осознание того, что я должна стать оперной певицей, пришло позже, в студенчестве. Сейчас я стараюсь самостоятельно принимать решения, но мнение моей мамы для меня немаловажно. Она всегда очень тонко и мягко подсказывает мне и профессиональные моменты, к которым я с удовольствием прислушиваюсь. В истории мирового музыкального исполнительства много случаев, когда родители формировали и помогали своим талантливым детям по жизни. И это абсолютно нормально.
В 2005 году, в возрасте 17 лет, вы сделали смелый шаг: оставили семью, привычную обстановку на родине и переехали в Германию, чтобы учиться в Нюрнберге у профессора Зигфрида Ерузалема. Вам было трудно принять это решение? Как это время повлияло на вас, когда вы были молоды?
После окончания школы я уехала учиться музыке и пению в Европу и поступила в Высшую школу музыки Нюрнберга, одну из лучших в Германии. Поначалу было очень сложно. Я не знала языка, тосковала по семье, дому. Но главное, что мне помогало, – огромное желание достичь высокого мастерства и твердая уверенность в правильности выбранного мною пути. Поэтому я заполняла все время учебой, усиленно учила немецкий, занималась музыкой.
Два года спустя, в 2007 году, вы поехали в Вену, никому не рассказав о своем проекте, чтобы сдать трудный вступительный экзамен в Университет музыки и исполнительских искусств. Какова была ваша мотивация для этого шага? Вы всегда хотели поехать в Вену?
Да, через пару лет я сдала экзамены в Венскую консерваторию. Вообще, я с детства мечтала побывать в Вене. Еще во время обучения в детской музыкальной школе грезила увидеть этот сказочный город, где жили и творили композиторы – венские классики. А уж что я буду петь на венской оперной сцене – не могла и представить. В 2004 году я побывала на мастер-классе в Венском университете, где познакомилась со своим будущим педагогом, профессором, ректором Высшей школы музыки в Нюрнберге Зигфридом Иерусалимом. Но мечта учиться в Вене не оставляла меня.
В 2014 году директор Венской государственной оперы Доминик Мейер пригласил вас в Вену и принял в ансамбль Венской государственной оперы. Он также дал вам возможность исполнить широкий спектр партий сопрано от Моцарта до наших дней. Что это предложение и доверие значили для вас?
Да, это важнейшее событие в моей жизни. Директор Венской Государственной оперы <Штаатсопер> Доминик Майер пригласил меня работать в свой театр. В общем, моя оперная карьера начала стремительно набирать обороты. Сейчас у меня резидентский договор с Венской оперой, что позволяет мне больше гастролировать. Венская опера всегда остается для меня родным домом, где живут любимые и близкие мне по духу люди. Это вдохновляет и дает много энергии. Мне, честно говоря, повезло. В Венской Штаатсопер царит атмосфера доброты и уважения. Именно в Венской опере я дебютировала с партией Джульетты в опере Гуно, после победы на конкурсе «Опералия». Здесь были исполнены мои любимые партии кокетливой Мюзетты в «Богеме», Адины из оперы «Любовный напиток» и Церлины из «Дон Жуана».
Хочу сказать, что театр, сцена, пение – это моя настоящая жизнь. Эмоционального выгорания даже от длительной работы не происходит, потому что каждая новая партия, работа над новой ролью дает мне новые силы и приносит огромную радость, а значит, много позитивной энергии.
У каждого артиста есть определенные ритуалы в день выступления. Есть ли у вас, когда вы начинаете? И как вы готовитесь к вечернему спектаклю?
Я всегда немного волнуюсь перед любым выходом на сцену, независимо от того, кто сидит в зале и для кого я пою. Любая публика очень взыскательна, и для меня дело чести выступить перед слушателями с полной отдачей. Мне кажется, волнение – это признак ответственности, признак того, что тебе небезразлично, что сейчас произойдет. Я уже узнаю многих зрителей. С некоторыми лично знакома. Я их люблю и уважаю точно так же, как и они меня. С каждым новым спектаклем они ждут от меня новых впечатлений, большего мастерства. И я не могу обмануть их ожиданий, понимаете? Поэтому я каждый раз перед выходом на сцену испытываю огромное волнение! Но когда слышу первые вступительные такты оркестра, я забываю обо всем, полностью погружаюсь в музыкальное действо. И как-то сама собой музыка забирает все волнение. Ты начинаешь думать совершенно о других вещах, полностью вживаешься в роль. Это состояние души.
Я настроена на очень серьезную работу над всем новым. И новым репертуаром, который открывает для меня еще большие горизонты, мотивирует на поиски новых вокальных возможностей и красок моего голоса. Встречи с крупными и креативными режиссерами дают новый импульс для развития артистических граней, это для меня также имеет очень большое значение. Это дает возможность смело менять образы и даже манеру пения. Я совершенно не боюсь новых подходов в трактовке роли. В этом даже ощущаю некий драйв.
А что еще дает силы работать и двигаться дальше?
Любовь близких людей, любовь моих поклонников и, конечно, моя профессия! Меня очень вдохновляют комментарии, которые я иногда читаю на своих страницах в соцсетях, особенно вдумчивые и позитивные отзывы о творчестве. Также приятно, когда молодые мамы пишут о том, что они ставят своим детям арии в моем исполнении. Я их понимаю: очень важно с детства прививать любовь к хорошей музыке. Важнейшим инструментом певицы является ее голос, о котором нужно заботиться и с которым нужно обращаться бережно. Какие меры вы принимаете, чтобы позаботиться о своем голосе и сохранить его на долгие годы? Вы совершенно правы, человеческий голос самый хрупкий и уязвимый инструмент. И вся забота о нем связана с одним-единственным словом: «нельзя». Это девиз всех певцов! Нельзя переохлаждаться, нельзя переутомляться, нельзя острое, холодное. Нельзя расстраиваться и нервничать. Все сразу сказывается на голосе, на качестве его звучания. Нужно его лелеять и холить, любить и всячески заботиться. Вот и вся премудрость.
Голос – это инструмент, который каждый день развивается по-разному. Теперь вы находитесь в точке, где расцветают высокие ноты. По каким критериям вы выбираете роли, чтобы наилучшим образом продемонстрировать свой голос, не перегружая его?
Свою профессиональную карьеру оперной певицы я начала с лирических партий: Сюзанна, затем Адина, Джильда, Джульетта. Потом в моем репертуаре появилась Мими, Наташа Ростова, Шемаханская царица, Снегурочка. Сейчас я готовлюсь к исполнению партии Виолетты в «Травиате» и Татьяны в «Евгении Онегине». Хочу сказать, что идет естественный и правильный процесс развития и трансформации моего голоса от лирического к лирико-драматическому сопрано. Я взрослею, изменяюсь. И вместе со мной развивается мой голос, расширяется диапазон, и, соответственно, меняется репертуар. Я не стремлюсь форсировать события, петь то, что мне не по силам, я спокойно могу отказаться от роли, которую, чувствую, мне еще рановато исполнять.
С какими чувствами вы ожидаете знакомство с новосибирским театром и нашей публикой?
Так сложилась моя творческая судьба, что мои первые публичные выступления состоялись на мировых театральных подмостках. Это сцены Берлинской и Парижской опер, Метрополитен-оперы, Венской Штаатсопер, Ла-Скала, Ковент-Гардена… И позже – Мариинка, Большой театр России, Михайловский театр в Санкт-Петербурге, гастроли в Челябинске, Екатеринбурге… Поэтому я с нетерпением жду выступление в легендарном Новосибирском театре оперы и балета, имеющем свою большую и интересную историю. Ведь здесь работал во время эвакуации Ленинградский филармонический оркестр под управлением Евгения Мравинского, дирижер Исидор Зак, они заложили основы профессионализма. И здесь прозвучала в годы войны Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Думаю, мое выступление порадует взыскательную и интеллигентную публику Новосибирска, для которой я подготовила очень интересную классическую программу. Это арии из опер Верди, Пуччини, Делиба, Бизе…
Гала-концерт Аиды Гарифуллиной с участием Ивана Гынгазова, Ирины Шишковой и симфонического оркестра НОВАТа под управлением Клемана Нонсьё – 3 ноября на Большой сцене НОВАТа, начало в 19:00.
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».
Билеты можно приобрести на нашем сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.
До встречи в НОВАТе!
Марина Иванова, портал о культуре CultVitamin.
Ссылка на полный источник