25 и 26 июля 2024 в НОВАТе состоится премьера оперы Джузеппе Верди «Риголетто». Зритель увидит уникальную трактовку классического шедевра от главного режиссера театра Вячеслава Стародубцева. В качестве художника по костюмам приглашен Сергей Пугачев, известный российский художник-модельер, арт-директор и художник по костюмам Государственного академического центрального театра кукол имени С. В. Образцова (г. Москва).
Опираясь на своё видение эпохи и на видение общей картины режиссёром, в своей работе художник остановился на варианте неоклассической стилизации Ренессанса. Зритель увидит уникальные костюмы, с одной стороны – оммаж к эпохе, с другой – актуальные, созвучные эстетическому визуальному опыту художника: стилизованные элементы дворцовых кованых решеток – эту идею Сергею навеяли экстерьеры самого новосибирского театра при первом знакомстве с ним.
Художник подробно рассказал, какие идеи и замыслы реализовались в его коллекции костюмов к «Риголетто».
Когда главный режиссер Новосибирского театра оперы и балета Вячеслав Стародубцев предложил мне стать художником по костюмам новой оперной постановки «Риголетто», я сразу ответил, что с огромным удовольствием стану частью команды создателей. Для меня это был интересный вызов – как рассказать известнейшую историю с колоссальным бэкграундом постановок новым визуальным языком, чтобы заинтересовать публику, но сохранить уважение к классике.
«Маэстро итальянской революции» создавал свой шедевр в 1850–1851 годах, но события пьесы «Король забавляется» Гюго, которая легла в основу либретто, происходят в начале шестнадцатого века. Было очевидно, что костюмы должны отражать эпоху позднего Ренессанса. Но буквальное копирование той эпохи художники проделывали уже много раз. Опираясь прежде всего на видение общей картины режиссером и на значение самого термина (франц. renaissance, от лат. renasci – рождаться заново, возрождаться), я остановился на варианте стилизации и приступил к отрисовке эскизов костюмов в неоклассическом стиле. В помощь мне как всегда были текст либретто, богатая психологическими оттенками музыка Верди и мой многолетний опыт художника-модельера. Прилетев впервые в Новосибирск и подойдя к театру, я внезапно остановил взгляд на кованых воротах с изысканно-строгим узором. Я вспомнил свои прогулки по усадьбам и классическим дворцово-парковым комплексам в Европе, то эстетическое наслаждение, которое получал, глядя на благоухающий сад сквозь диковинные кованые вензели. Мне захотелось перенести эти чувства и состояние в узоры на костюмах. Это и стало отправной точкой. Лейтмотивом линий в костюмах моего нового прочтения стали неоклассическая геометрия, стиль, роскошь образов эпохи Возрождения, симбиоз архитектурного кроя, переплетения линий, остроты асимметрии и игра контрастов, сочная цветовая гамма, богатая ручная расшивка.
Действие оперы строится на резких драматических контрастах. И Верди в своей музыке воплощает эти контрастные характеры персонажей замечательно и очень выпукло. Эту музыкальную драматургию хотелось отразить и в костюмах. Каждый наряд стилистически связан с яркими психологическими чертами героев, у каждого из которых своя история, характер, своя тайна жизни. Современное трактование образа выразилось в использовании линий высокой моды. Костюмы созданы из благородных материалов: бархат, жаккард, парча, шелковый креп, тафта, вуаль, шелк. Для богатой, но деликатной ручной расшивки костюмов использовались муранское стекло, стразы, цветные ювелирные камни, жемчуг, крученый декоративный шнур.
Сергей Пугачев — владелец Дома Моды «Sergey Pugachev Fashion House», с 25-летней историей.
Является членом международной общественной ассоциации «Союз дизайнеров», обладателем многочисленных премий и наград. С 2017 года Сергей Пугачёв создаёт костюмы не только для высокой подиумной моды, но и погружается в мир театральных постановок. В числе множества осуществлённых проектов ‒ сценические костюмы для Государственного академического симфонического оркестра Санкт-Петербурга, и костюмы для спектакля «Гранатовый браслет. Предвестие любви» (премьерный показ состоялся в Большом зале Московской консерватории при участии Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова). Им создавались новые интерьеры и стиль кукол-персонажей знаменитых часов Театра имени С.В. Образцова, эскизы к спектаклям «Слуга двух господ» по пьесе Карло Гольдони (Ступинский драматический театр); «Алиса в стране чудес» (Государственный академический центральный театр кукол им. С.В. Образцова); «Рвущаяся нить» и «Балаган» (Театр Мимики и Жеста, г. Москва); балет «Легенда о Щелкунчике» (Нижегородский театра оперы и балета им. А.С Пушкина).
Полный текст c подробным описанием костюмов Сергея Пугачева к постановке «Риголетто» представлен в источнике.
Премьера. Опера Дж. Верди «Риголетто» ‒ 25 и 26 июля на Малой сцене НОВАТа (начало показов в 19:00).
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».
Билеты ‒ на сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.
До встречи в Оперном! НОВАТ