В октябре новосибирские любители академической музыки впервые услышит одну из самых ярких современных исполнительниц. В НОВАТе состоятся два концерта с участием скрипачки Ольги Волковой ‒ заслуженной артистки России, лауреата множества музыкальных конкурсов, первой скрипки Михайловского театра и концертмейстера оркестра musicAeterna. 25 октября Ольга Волкова выйдет на Большую сцену НОВАТа в симфонической программе, а 3 ноября на Малой сцене состоится ее сольный концерт.
В интервью Ольга Волкова рассказывает о своем пути в музыке.
Ваша музыкальная карьера начиналась во Владивостоке. Вы с детства хотели играть на скрипке и концертировать?
Это был не Владивосток, а Артемовский, под Владивостоком ‒ поселок всего на четыре или пять тысяч жителей. Я и не думала о музыке, мне скрипка не нужна была вообще. И в семье поначалу никто не собирался из меня делать музыканта. Мысль эта возникла у мамы ‒ исключительно, чтобы занять меня и отвлечь от дворовых игр.
Расскажите, у кого вы учились во Владивостоке?
Сначала я училась в Артемовском у маминой подруги, Ольги Зайцевой. Она замечательная скрипачка, но я у нее проучилась буквально полгода, а на замену пришла новый педагог, я занималась уже с ней. После маме посоветовали ехать со мной во Владивосток к Зинаиде Алексеевне Беспаловой, которая меня всему научила, дала всю школу. А в последние 8 лет у меня есть потрясающий наставник, который влияет не только на мои профессиональные навыки и оснащение, но, главное, ‒ является ментором в музыкантском мышлении. Это Эдуард Вульфсон.
Вы каким-то мистическим образом связаны с Новосибирском. Вы ведь некоторое время учились у Захара Нухимовича Брона?
Да. Пять лет. Моя история с Захаром Нухимовичем началась задолго до моего знакомства с ним. В общем, в какой-то момент во Владивостоке уже все премии и гран-при на всех конкурсах были мои. Мне настоятельно рекомендовали ехать учиться в Москву. Мама прочитала где-то, что есть фонд помощи талантливым детям Ростроповича и Вишневской. Она написала Мстиславу Леопольдовичу письмо, и именно в это время мы с ней поехали на конкурс в Екатеринбург. Случилось так, что ответ от Ростроповича с приглашением на прослушивание пришел в школу, где мама преподавала, как раз когда мы уехали на конкурс. Нас тогда чудом нашли в Екатеринбурге, по телефону сообщили, что пришел ответ и надо ехать на прослушивание. И из Екатеринбурга мы с мамой не вернулись во Владивосток, а поехали прямо в Москву. Мстислав Леопольдович поставил одно условие: я должна поступить в Центральную музыкальную школу.
Когда мы приехали в ЦМШ, все вступительные экзамены прошли, классы сформировали. И тут, похоже, вмешалось уже само провидение. Нам повезло, что в этот день проходил педсовет. За полчаса всех причастных педагогов собрали в зале, я отыграла, в итоге, меня единственную взяли дополнительно. Мы позвонили Ростроповичу, сообщили, что я поступила. В тот же день вместе с директором ЦМШ они решили, что мне нужно пойти к Ирине Васильевне Бочковой.
После окончания школы меня был выбор: либо ехать учиться в Америку, либо в Германию. В силу обстоятельств удобнее было поехать в Германию, естественно, только к Захару Нухимовичу. Я с ним связалась, и он согласился меня послушать. А лично я с ним познакомилась как раз в Новосибирске, когда прилетела прослушиваться. Он со мной позанимался, сказал: «Да, поступай в Кельн». В 18 лет я закончила ЦМШ, поехала поступать в Кельнскую высшую школу музыки.
Расскажите, как родился проект концертов в НОВАТе, как возникла вообще эта идея?
Насколько я знаю, идея большого симфонического концерта пришла главному дирижеру ‒ Михаилу Петровичу Татарникову, который захотел вытащить оркестр из ямы, так как для музыкантов оркестра это всегда полезно, как вы понимаете. А что касается моего концерта в камерном зале НОВАТа, то здесь, думаю, важную роль сыграло слово Владимира Абрамовича Кехмана, который всегда за то, чтобы я играла на сцене. Так возникла идея сыграть скрипичный концерт у вас.
Расскажите о своих скрипках. Известно, что у вас был не один интересный инструмент в жизни.
Да, их было много и они все очень интересные. Я понимаю, что всем всегда интересны известные имена.
Боюсь сейчас ошибиться, потому что у меня собственная скрипка за последние несколько лет менялась не один раз. Я все время обращаюсь к инструментам одного мастера – Александра Хазина из Кельна в Германии. И на сегодняшний день я играю, по-моему, уже на пятом инструменте, который он сделал. В прошлом году Александр сделал питерскую коллекцию «Елизавета», «Екатерина» и «Пётр Великий». Моя скрипка называется «Пётр Великий». Из всех инструментов, которые были в моих руках, нельзя не вспомнить потрясающую скрипку работы Джузеппе Гварнери, на которой я играла в Мариинском театре. Интересно, что с этой скрипкой не в первый раз сложилась такая ситуация: есть инструменты, о которых всегда говорят: «Эту скрипку мы никому не дадим. Все остальные ‒ пожалуйста, а этот инструмент мы никому не даем». А потом я на нем играю. В первый раз такое случилось в Бельгии, когда я получила скрипку Гварнери, а потом то же самое повторилось в Мариинке: в какой-то момент Валерий Гергиев разрешил мне взять скрипку Гварнери, которую никому не доверяли. А когда я только пришла в Мариинский театр, у меня был инструмент работы Доменико Монтаньяны. Это тоже невероятная скрипка, очень редкая. Потом был инструмент работы Франческо Страдивари, сына Антонио Страдивари. Это тоже был колоссальный инструмент ‒ очень светлый, яркий. С июня этого года я играю на скрипке Страдивари «Нестор» 1735 года
А к нам вы приедете с «Петром Великим» или со Страдивари?
Приеду со Страдивари. Потому что в России я могу на ней играть, а в Европу вывезти не могу. В Европу я всегда с «Петром» езжу. Так что да, в Новосибирске буду играть на Страдивари.
Александр Савин, портал о культуре «CultVitamin»
Ссылка на полный источник
Встречаем Ольгу Волкову на сцене НОВАТа: 25 октября в 19:00 ‒ симфонический концерт под управлением маэстро Михаила Татарникова на Большой сцене; 3 ноября в 18:00 ‒ сольный концерт на Малой сцене театра.
Билеты ‒ на сайте novat.ru, в мобильном приложении и в кассе театра.
Концерты участвуют в программе «Пушкинская карта».
До встречи в НОВАТе!