Большая сцена
12+

С участием Ольги Колобовой, Константина Захарова, Андрея Триллера, Дирижёр — Дмитрий Юровский

Тоска

опера в 3-х действиях
музыка Джакомо Пуччини
постановка Иркина Габитова

Большая
сцена

исполнители

Постановщики

Либретто: Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза по одноименной драме Викторьена Сарду

Дирижер-постановщик: Дмитрий Юровский
Режиссер-постановщик: Иркин Габитов
Художник-постановщик (сценография и костюмы): Вячеслав Окунев
Хормейстер-постановщик: Вячеслав Подъельский
Художник по свету: Александр Кибиткин

Дирижеры: Евгений Волынский, Михаил Татарников
Хормейстер: Сергей Тенитилов
Хормейстер детского хора: Маргарита Мезенцева

Ассистент дирижера-постановщика: Эльдар Нагиев
Ассистент режиссера-постановщика: Николай Нацыбулин
Ассистент художника-постановщика: Петр Окунев
Пластическое решение: Анна Рябухина
Ассистент по пластике: Дмитрий Романов

2 часа 45 минут

два антракта

Исполняется на языке оригинала (итальянском) с русскими субтитрами

Премьера состоялась 27 мая 2021 года

Великая история любви и предательства – на сцене НОВАТа.
Знаменитой певице и художнику пророчат счастливый союз, но в судьбу влюблённых вторгаются политика и полиция...

В оперном шедевре Джакомо Пуччини сошлись кипение страстей, захватывающий сюжет и великая музыка. Из всех опер Пуччини чувство любви именно в «Тоске» нашло наиболее полное, по-итальянски щедрое выражение. Вот уже более ста лет «Тоска» идет в репертуаре ведущих мировых театров, а исполнять главные партии – оперной певицы Флории Тоски, художника Кавардосси и коварного Скарпиа –доверяют только певцам самого высокого класса.

Рим. 1800 год. Недолго просуществовавшая Республика пала. Защитники свободы брошены в тюрьму замка Сант-Анджело. Над римским королевством нависла черная тень реакции. В пределы Италии вступили французские войска под предводительством консула Бонапарта. Итальянские патриоты верят, что на своих знаменах Бонапарт принесет свободу и мир их многострадальной родине.

Действие первое

Ранним утром в пустую еще церковь вбегает Анджелотти. Бывший консул павшей Римской республики, он совершил побег из тюрьмы Сант-Анджело. В этой церкви его сестра, маркиза Аттаванти, оставила ему ключ от фамильной часовни, где он может переодеться и укрыться.

Художник Марио Каварадосси расписывает церковь. Вчера он обратил внимание на прихожанку, страстно и долго молившуюся Мадонне, и придал ее черты Магдалине на своей картине. Неосторожно вышедший из часовни Анджелотти прерывает работу художника. Каварадосси, не колеблясь, обещает ему свою помощь, но слышится голос Флории, возлюбленной Каварадосси, и Анджелотти вновь прячется в часовне.

Флория Тоска — знаменитая певица, любимица Рима. Она слышала чьи-то шаги и уверена, что здесь была женщина. Марио успокаивает ее. Сегодня вечером они отправятся в свой маленький домик.

Вдруг Тоска узнает в Магдалине черты маркизы Аттаванти. Новый взрыв ревности и просьба сделать на картине не голубые, а черные, как у нее самой, глаза. Каварадосси клянется ей в любви и верности. Тоска, наконец, уходит.

Теперь Каварадосси вручает Анджелотти ключ от своего дома и открывает тайну убежища в колодце. Пушечный выстрел с башен тюрьмы возвещает о том, что побег Анджелотти открыт. Оставаться здесь опасно, и потайным ходом через часовню они оба уходят.

Ризничий сообщает певчим радостную весть: Бонапарт разбит, и вечером в королевском дворце Фарнезе состоится праздник, на котором прозвучит кантата в исполнении Тоски.

Неожиданно появляется барон Скарпиа, начальник тайной полиции, перед которым в страхе трепещет весь Рим. Сполетта и другие сыщики обыскивают церковь, Скарпиа допрашивает ризничего и находит улики. Анджелотти действительно был здесь, и Каварадосси помог ему скрыться.

Кстати появляется Тоска. Она сегодня поет кантату, и значит они не смогут встретиться с Марио. Скарпиа показывает Тоске оброненный Анджелотти веер с гербом Аттаванти как доказательство измены Марио. Тоска в гневе решает уличить возлюбленного, а Скарпиа отправляет следом сыщиков, чтобы обнаружить, где прячется Анджелотти.

Церковь наполняется народом, начинается богослужение. Скарпиа думает лишь об одном: он должен обладать Тоской.

Действие второе

Кабинет Скарпиа в замке Фарнезе. Из королевских покоев доносятся звуки гавота, затем торжественной кантаты. Скарпиа запиской приглашает Тоску к себе после кантаты.

Сполетта со страхом докладывает, что Анджелотти в доме Каварадосси не обнаружили, зато на всякий случай арестовали Каварадосси.

Каварадосси отказывается отвечать на вопросы Скарпиа и успевает шепнуть появившейся Тоске, чтобы молчала о том, что она уже знает об Анджелотти. Тогда Скарпиа приказывает подвергнуть Каварадосси пытке. Слыша стоны Марио из застенка, умоляя Скарпиа о пощаде, Тоска не выдерживает. Она выдает убежище Анджелотти.

Пытка окончена, но Марио теперь будет приговорен и погибнет. Скарпиа остается с Тоской наедине. Он согласен на сделку, но цена жизни Марио — любовь Тоски. Он в ее присутствии отдает Сполетте приказ разыграть лишь комедию расстрела, стрелять «холостыми». Тоска не понимает коварства Скарпиа. Она лишь просит пропуск, чтобы потом они с Марио могли покинуть Рим, — и видит на столе нож.

Тоска убивает направляющегося к ней Скарпиа и покидает кабинет.

Действие третье

Ночь. Площадка на башне замка Сант-Анджело. Начинается рассвет. Ровно в четыре часа утра Марио расстреляют. Все его мысли только о Флории. Появляется она. У нее пропуск на выезд из Рима. Она убила страшного Скарпиа. Все дело только в этом смешном расстреле холостыми патронами.

Но Каварадосси понимает, что это конец. И мертвый Скарпиа страшен. Тоска учит его упасть так же правдиво, как и она на сцене. Марио прощается с любимой.

Раздается залп. Тоска в восторге от игры Марио. Только нельзя вставать, пока солдаты не уйдут. Все ушли. И Тоска видит, что Марио мертв. Ей больше не нужна жизнь. Она бросается с башни вниз.